Толкование пророчеств апокалипсиса о звере из моря. Зверь, выходящий из бездны Зверь выходящий из бездны
Зверь, выходящий из бездны – 1
Откровение 13:1-4
Откровение 55
Откр.1:1 «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну»
Ис.14:12-14 «(12)Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. (13)А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; (14)взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему »»
Откр.13:1-4 «(1)И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. (2)Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (3)И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, (4)и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?»
Откр.13:1 «И стал я на песке морском…»
Откр.12:17,18 «(17)И разгневался дракон на жену и пошел, чтобы вступить в сражение с прочими от семени её, соблюдающими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса. (18)И он стал на песке морском» (Кассиана)
Дан.7:2,3 «(2)Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, (3)и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого»
Откр.13:1
I . Происхождение зверя
Откр.13:1 выходящего из моря зверя …»
Откр.13:5 «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца »
Откр.11:7 «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их…»
Откр.17:8 «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель…»
Откр.20:1-3 “(1)И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. (2)Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, (3)и низверг его в бездну , и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время”
2Пет.2:4 “Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания”
Лук.8:31 “И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну”
II . Природа зверя
Откр.13:1,2 «(1)И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. (2)Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва…»
A . Бес – сын дьявола
Откр.13:1 «И стал (он) на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя …»
Откр.17:8 «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны , и пойдет в погибель…»
Откр.16:13 «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам»
Откр.13:1 «И стал (он) на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами
Откр.12:3 «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим»
B . Царство – правление дьявола
Откр.13:1 «И стал (он) на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами : на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные»
Откр.17:9,10 «(9)Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, (10)и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть»
Откр.13:2
Дан.7:2-7 «(2)Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, (3)и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. (4)Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему (5)И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (6)Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему (7)После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него»
Откр.13:2 «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва…»
Дан.10:20,21 «(20)И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. (21)Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего»»
C . Антихрист – правитель дьявола
Откр.13:1 «И стал (он) на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами : на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные»
Откр.5:6 «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю»
Откр.17:10,11 «(10)и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. (11)И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель»
III . Коронация зверя
Откр.13:2
Дан.7:13,14 «(13)Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. (14)И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»
Откр.5:12 «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение»
Откр.13:2 «… и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть»
IV . Обольщение зверя
Откр.13:3 «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю»
Откр.13:14 «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив »
Откр.17:9-11 «(9)Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, (10)и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. (11)И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель»
Откр.17:8 «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится »
V . Поклонение зверю
Откр.13:3,4 «(3)И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону , который дал власть зверю, (4)и поклонились зверю , говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?»
Откр.9:20 «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам …»
Откр.13:4 «и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?»
Исх.15:11 «Кто, как Ты, Господи, между богами?»
Ис.40:18 «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?»
Ис.40:25 «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой»
2Кор.11:14,15 «(14)И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, (15)а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их»
2Петр.3:17,18 «(17)Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, (18)но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный»
Категория: Объяснение (толкование) АпокалипсисаЭто толкование является ответом на вопрос, который был задан посетителем сайта estsvet :
В книге Откровение 13:11-18 описывается зверь с рогами как бы ягнячьими. Как вы думаете, что это за зверь?
Здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос. Исследование книги Откровение Иоанна Богослова - это непрерывный процесс, длиною в жизнь. Поэтому место Апокалипсиса, на которое вы указываете, требует его осмысления по мере нашего с вами духовного роста, а также по мере того как мы с вами приближаемся во времени к описываемым там событиям.
Итак, касательно «зверя, выходящего из земли », который «имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон » (13:11), - вы спрашиваете, «что это за зверь?» В плане понимания предназначения этого зверя у нас не должно возникать никаких проблем, потому-что Апокалипсис в полной мере открывает нам это. Написано, что он «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела » (13:12). То, как именно он это делает, описывается далее, в стихах с 13 по 18. А вот в плане понимания нами отдельных деталей этого описания, - то здесь не все так просто. В связи с этим, чтобы все-таки кое-что понять, мы можем попытаться провести параллели между описанием Иоанна Богослова, и между тем, что нам знакомо сегодня. Ну и конечно не будем забывать об остальном содержании Библии, без которого правильное понимание Апокалипсиса просто невозможно.
Итак, что мы имеем? Если первый зверь, являющийся образом противной Богу мировой империи под управлением антихриста, вышел «из моря » (13:1), то второй зверь, он же лжепророк, вышел «из земли » (13:11). Море символизирует волнение народов, следовательно, выходящий из моря зверь будет являться порождением не только дьявола, но и порождением человечества, большая часть которого, как видим, игнорирует Бога. В том, почему все сложится именно так как это описано в тринадцатой главе Апокалипсиса, будут виноваты, прежде всего, сами люди.
Теперь о втором звере «из земли », - кто он? Если вышедший «из моря » зверь, это некий «симбиоз» дьявола и человечества, то зверь «из земли » (из ада?) скорее будет порождением исключительно дьявола, как весомая поддержка антихристу, потому что времени будет отведено не так много (три с половиной года согласно 13:5). Каким образом это демоническое существо войдет в наш мир и примет человеческий облик? - мы не знаем. Явится ли он путем воплощения бесовского духа в человеческом теле, либо же, например, путем какого-то безумного научного эксперимента? - варианты имеются, но нам не стоит слишком заострять на них внимание, т.к. это второстепенно. Ясно то, «что тайна беззакония уже в действии » (2Фес.2:7). Возможно, что этот зверь «из земли » и ангел из бездны в 9:11 (что интересно, тоже одиннадцатый стих) - это одно и то же дьявольское существо в человеческом теле, подготавливающее путь антихристу, подобно тому, как когда-то был послан Богом Иоанн Креститель, чтобы подготовить путь Господу Иисусу Христу.
Теперь попытаемся правильно понять «два рога, подобные агнчим », которые этот зверь будет иметь. Рог в Библии символизирует силу. То, что «два рога » этого зверя подобны рогам ягненка, может означать, что проявляемая этим зверем сила вызовет у людей всеобщий восторг, способствуя еще большему укреплению авторитета и власти антихриста (13:12-14). Говоря проще, являясь, по сути, монстром, этот зверь не будет выглядеть таковым в глазах людей.
Размышляя далее, можем также предположить, что «два рога, подобные агнчим » - это две силовые структуры, которые будут созданы этим зверем и подчинены ему, наподобие ФБР и ЦРУ в США сегодня. Если это так, то основной их задачей будет обеспечение тотального контроля над всем человечеством, о чем написано далее в стихах с 15 по 17.
Из описания второго зверя мы узнаем, что он «творит великие знамения » и чудеса (13:13,14). С одной стороны, мы не можем сегодня точно знать, каков будет механизм этих знамений и чудес. С другой стороны, мы можем попробовать провести здесь параллели с необычными явлениями нашего времени, чтобы попытаться понять, о чем может идти речь.
И первое, что сразу же приходит на ум - это непрекращающийся ажиотаж вокруг так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО) с их невероятными летными характеристиками и другими необъяснимыми внешними проявлениями. То, что такие объекты себя проявляют, и люди их видят - это факт, с которым спорить бесполезно. По этому поводу хочется упомянуть здесь документальный сериал от National Geographic «НЛО над Европой », где скрупулёзно рассматриваются множество случаев наблюдения людьми НЛО. Однозначного ответа на вопрос, какова же природа этих объектов - там нет. Разве что очень осторожно выдвигается предположение об инопланетном их происхождении, а также высказывается мнение, что человечество постепенно готовят к рассекречиванию этой тайны. Как известно, National Geographic - это очень авторитетная организация, и то, что там уделили немалое внимание проблеме НЛО, говорит о многом. Все это к тому, что феномен НЛО - это такая же реальность, как и экран компьютера перед вами.
Главное же во всем этом то, что тайные надгосударственные структуры, занимающиеся подготовкой к приходу антихриста, всячески вводят людей в заблуждение по поводу истинной природы НЛО. В стремлении сохранить тайну до определенного времени, людей заставляют поверить в то, что все это дело рук пришельцев из космоса, в то время как правда заключается в том, что множество наблюдаемых людьми неопознанных летающих объектов - это засекреченные земные разработки (кроме случаев, когда такими объектами являются какие-то еще не изученные природные явления). В связи с этим хочется порекомендовать статью с красноречивым названием «НЛО - сделано в США » (можете отыскать в интернете посредством любой поисковой системы).
Таким образом, тринадцатая глава Апокалипсиса может также свидетельствовать о рассекречивании каких-то насущных для всего человечества технологий, что поможет антихристу заполучить абсолютную власть и сделать подконтрольным себе весь мир.
При рассмотрении второго зверя важно не упустить из внимания тот факт, что в книге Откровение Иоанна Богослова он еще обозначен как лжепророк (19:20). Он будет говорить «живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив » (13:14). Очевидно, речь здесь идет о внедрении новой мировой религии антихриста (читай дьявола), которую человечество примет в качестве замены христианству, и как следствие этого - люди станут «поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела » (13:12).
Тот факт, что с приходом антихриста христианство будет запрещено законом, становится понятным из слов, что смертельная рана одной из голов зверя - рана «от меча » - зажила (13:3,12,14). Сегодня многие люди видят в этих словах то, что им хочется увидеть, а не то, что они означают на самом деле в контексте всей Библии. Давайте обратимся к предсказанию Самого Бога о будущем противостоянии дьявола и святых. В третьей главе книги Бытие написано:
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову , а ты будешь жалить его в пяту.
Это пророчество означает, что святые силою Божьей будут одолевать дьявола, и он это никогда не сможет изменить. Господь Иисус Христос основал на земле Церковь Свою, и засвидетельствовал, что «врата ада не одолеют ее » (Мф.16:18).
Но почему тогда антихрист победит святых, как об этом написано в 13:7? Во-первых, важно понимать, что святые того времени - это раскаявшиеся неразумные девы из притчи Господа (Мф.25:1-13), которые будут оставлены Богом на время великой скорби для их очищения огнем испытаний (15:2; 20:4). Во-вторых, ответ на вопрос, почему антихрист на короткое время одолеет святых, лежит сегодня перед нами - это умножающиеся грехи и беззакония людей, которые как проказа с каждым днем все сильнее поражают человечество. К тому времени людей будет раздражать все, что связано со святостью и праведностью пред Богом (11:10). Однако так будет продолжаться недолго, потому что Господь Иисус Христос вскоре вернется на землю со святыми, и дьявол снова потерпит сокрушительное поражение (19:20; 20:1-3).
Так как оба зверя в тринадцатой главе Апокалипсиса неразрывно связаны друг с другом, крайне важно правильно понять, что обозначают семь голов первого зверя. Как уже стало ясно, первый зверь это не только конкретная личность, но это еще и образ последней мировой империи, которую эта личность возглавит.
Итак, семь голов зверя, которые увидел Иоанн - это «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть » (17:10). О каких царях здесь идет речь? Как уже было сказано выше, понять книгу Откровение Иоанна Богослова без остального содержимого Библии просто невозможно. И вот как раз в правильном понимании семи голов зверя решающую роль играют как Ветхий Завет Библии в целом, так и книга пророка Даниила в частности. В Ветхом Завете описывается египетское порабощение израильского народа, а позже его пленение Ассирией и Вавилоном. Книга же пророка Даниила предсказывает судьбы Вавилонской, Мидо-Персидской, Греческой и Римской империй, которые - каждая в своем порядке - окажут влияние на историю израильского народа (вторая и седьмая главы книги пророка Даниила). Поэтому в видении Иоанна под семью головами зверя подразумеваются семь царств или империй, которые в той или иной степени упомянуты в Библии в связи с их влиянием на историю Божьего народа:
- Египет
- Ассирия
- Вавилон
- Мидо-Персия
- Греция
- Римская империя
Теперь вернемся к смертельному ранению одной из голов зверя. Эта голова - не что иное как Римская империя, потому что именно во время ее правления зародилось христианство, которое впоследствии очень сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Как мы знаем, Римская империя перестала существовать, распавшись на отдельные независимые государства, которые вкупе с осколками прочих былых империй представлены в Апокалипсисе «десятью рогами », которые Иоанн увидел на головах зверя (13:1). Позже объясняется, что это «десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час » (17:12). Такое объяснение может означать, что ко времени прихода антихриста в мире могут сформироваться десять геополитических зон, главы которых впоследствии передадут всю власть антихристу. «Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю » (17:13). Сегодня можно попытаться разглядеть на карте мира их очертания:
- Северо-Американский союз
- Союз южноамериканских наций
- Африканский союз
- Ближневосточный союз
- Европейский союз
- Россия
- Китай
- Япония
- Союз других стран Азии
- Океания
Впрочем, все это только предположение, и под десятью царями могут подразумеваться главы десяти самых влиятельных на то время стран мира, на которых будет покоиться вся мировая экономика. Поэтому можно допустить, что когда эти «десять царей » передадут управление антихристу, остальные страны безоговорочно последуют их примеру для того, чтобы просто выжить в текущих экономических условиях.
Слова: «Семь голов суть... семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть » (17:9,10), - означают, что на момент написания Апокалипсиса пали Египет, Ассирия, Вавилон, Греция и Мидо-Персия, в то время как Римская империя существовала, что соответствует словам «один есть ». Ну а тот, который «еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть », т.е. седьмой - это пророчество о будущем появлении атеистического СССР, история которого нам с вами хорошо известна. Иоанн Богослов написал, что «не долго ему быть », и действительно - СССР просуществовал менее семидесяти лет.
Далее написано, что «зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель » (17:11), т.е. здесь идет речь все о том же звере из тринадцатой главы книги Откровение. Опять же, сегодня эти слова многими неправильно понимаются, и считается, что восьмой зверь это один из тех семи, что уже были. Но суть в том, что в тринадцатой главе нам показан зверь со всеми семью головами, а это означает, что восьмой зверь - это не один из семи, а все семь вместе взятые. Т.е. последнее мировое царство вберет в себя дьявольскую мощь всех тех что уже были - вберет в себя все самое противное Богу из того что уже было в прошлом.
Таким образом, следует понимать, что исцеление смертельной раны одной из голов зверя - это не что иное, как восстановление той мощи и религии Римской империи, какие были у нее до появления христианства. Сегодня мы с вами становимся свидетелями образования всевозможных союзов стран, а это говорит о том, что антихрист в назначенное время просто завершит этот процесс, объединив все в одно целое. Вот почему написано: «И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится » (17:8). Т.е. речь идет о восстановлении империи с еще большим могуществом, что и заставит удивиться все человечество, привыкшее считать империи окончательно канувшими в лету.
В связи со всем выше сказанным, для нас сегодня должно быть очевидным, что мы живем в преддверии появления восьмого зверя, т.е. в преддверии появления царства антихриста, потому что пророчество о седьмом царе, который «когда придет, не долго ему быть », т.е. пророчество об СССР - уже исполнилось.
Очень важным моментом в правильном понимании «зверя с семью головами и десятью рогами », является свидетельство, что он имеет рану «от меча » (13:14). Под «мечом» здесь, безусловно, следует подразумевать «меч духовный » (Еф.6:17), т.е. слово Божье, носителем которого на земле является Церковь Господа Иисуса Христа. Время благодати, в которое мы с вами живем - это и есть время, когда одна из голов зверя смертельно ранена. Когда же произойдет восстановление дьявольского царства и устранение христианства, т.е. исцеление головы зверя, то это вероятно будет отображено в символике. Второй зверь обманом заставит человечество почитать этот новый священный символ и преклоняться пред ним, как об этом и написано в тринадцатой главе Апокалипсиса:
14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
Кто станет первой жертвой Антихриста, когда тот явится? В каком облике он, кстати, это сделает?А также про то, что делать резервные копии на случай глобального коллапса, оказывается, сам Бог велел (около 90 года н.э.), про первых зомбаков, а также про прототип стандартного чудовища из компьютерных игр.
Кстати, если кому интересно, какую подготовительную работу я проделываю при написании постов для этой серии, .
Другие иллюстрации этой главы еще отдельно давать не буду, не такие уж они и интересные.
Дам лишь фрагментами того, кто в синодальном переводе зовется "Зверь, выходящий из бездны",
поскольку это первое появление Антихриста в этой книге (наконец! наконец он появился!), да и то, не все толкователи согласны, что это конкретно он.
Из русской старообрядческой книги. Редкий буквализм: Зверь (животное) из бездны (расселины в земле).
Здесь "бездна" -- это еще одно чудовище, из пасти которого выходит Зверь.
Обратите внимание на отточенность линий, отличный график это рисовал.
Английская рукопись 14 века
Это уже показывала, пусть просто фрагментом лежит.
Фрагмент французского витража
Это тоже показывала целиком выше.
А вот здесь Зверь уже антропоморфен, это практически человек, т.е. прямо Антихрист, что и написано красным сверху. Двух свидетелей он убивает саблей. Кстати, он конечно рыжеволос, ведь это проклятый цвет. У него модная кольчуга, ухоженный хвост и ноги с копытцами. Англия, 14 век.
Кстати, у нас появились две новые карточки персонажей
На днях разговаривал с одним молодым немцем российского происхождения, который в детстве в «лихие девяностые» был увезен родителями в Германию, но теперь по личным причинам решил вернуться в Россию. Русским языком Юрий владеет вполне хорошо. Я спросил его, как проявляется в Германии ювенальная юстиция. И Юрий рассказал мне следующую историю: « У моего дяди двенадцатилетняя дочь. Попала она в плохую компанию и однажды пришла домой совершенно пьяная. Отец отлупил ее, причем достаточно умеренно. Но она тут же сообщила об этом в ювенальные органы, и они мгновенно прибежали. Доводы отца их совершенно не интересовали.
И вот, с тех пор представители ювенальной опеки чуть ли не ежедневно приходят в дом к моему дяде и проверяют все, от клозета до платяного шкафа. А доченька лишь посмеивается, продолжает ходить на гулянки, продолжает выпивать, а отца, как только он пытается сделать ей внушение, начинает шантажировать ювенальной юстицией. Как только отец или мать пытаются ее лишь пожурить, она достает сотовый телефон и, нагло улыбаясь, начинает нажимать на кнопки. Дядя говорит, что чувствует себя как в настоящем концлагере с дочерью-надсмотрщицей». Вот такая безотрадная картина немецкой жизни. Дети нынче бывают очень смышленые, если не сказать лукавые, и можно представить, в каком страхе они держат своих родителей и близких.
А теперь вообразите, что ювенальная юстиция будет законодательно утверждена у нас в России. При нашем правовом беспределе мы получим не просто концлагерь, а ад кромешный. В Германии ювенальщики еще соблюдают какие-то правила, на то они и немцы. Они дядю сразу не забрали, ребенка не изъяли, ходят и наблюдают, дают дяде шанс «исправиться». Наши ювенальщики такие церемонии разводить не станут, тем более, что с ювенальными органами непременно тут же сольется криминал, наживающийся на торговле детьми. Единственная надежда на то, что у нас все-таки маленьких иуд, сдающих своих родителей, окажется намного меньше, чем в Германии. Все же русские дети не столь циничны как западные. Ювенальная юстиция предполагает тотальное стукачестсво всех на всех, о котором Сталин и мечтать не мог. Так что же наши правозащитники, обличающие доносительство при Сталине, в отношении ювенального стукачества молчат как рыбы?
Ювенальный проект - многоцелевой. Прежде всего - это богоборческий проект, поскольку разрушение семьи, сотворенной Богом, есть бунт против Божиих установлений. Надо провести всероссийский круглый стол, чтобы подробно разобрать все последствия введения в России ювенальной юстиции, хотя уже очень многое сделано в этом направлении Татьяной Шишовой, Ириной Медведевой, Людмилой Рябиченко и др. Очевидно, что введение ювенальной юстиции пагубно скажется на рождаемости. У нас и так население катастрофически уменьшается, а ювеналка и вовсе сделает этот процесс необратимым. Какая мать, скажите на милость, захочет рожать ребенка, заведомо зная, что у нее из-за недостаточных доходов отберут этого самого ребенка ювенальщики. Такая несчастная женщина либо вообще не захочет беременеть, либо сделает аборт. И упрекать ее за это будет непросто. Одно дело, когда женщина решается на аборт по причине своего эгоизма или нравственной незрелости, и совсем другое, когда она это делает, обливаясь слезами, из-за ювенальной юстиции. Я понимаю, что аборт в любом варианте остается страшным грехом, но все же разница в приведенных мной случаях существенная. И, кстати, для священника подобные ситуации станут серьезным испытанием. Представляете, приходит ко мне на исповедь будущая мать и говорит: «Я хочу сделать аборт, потому что моего ребенка все равно отнимут ювенальщики, поскольку денег у нас с мужем очень мало. Нашего ребенка увезут в неизвестном направлении, и мы его больше никогда не увидим и не будем знать, что с ним стало». Конечно, я никогда не благословлю женщину на такое. Но как я сам-то буду чувствовать себя после этого. Получается, что от смертного греха я ее отговорил, а на заклание к педерастам-ювенальщикам еще не родившееся дитя уже отправил. Во всяком случае, я именно так буду все это воспринимать. И появится еще один, по слову Достоевского, «проклятый вопрос».
Недавно наш Президент говорил, что нам чрезвычайно важно повысить рождаемость в стране, иначе мы не сможем идти дальше по пути развития. Но ювенальная юстиция ведет к прямо противоположному результату, то есть к деградации и к гибели страны и народа. Ювеналка и развитие абсолютно несовместимы.
На днях из самых высоких российских властных структур поступила инициатива, призывающая к решительной борьбе с курением в российском обществе. Предполагается в ближайшее время запретить курение во всех общественных местах. Что ж, бороться с любой пагубной привычкой - дело благое. Но инициаторы борьбы с курением из высоких властных структур ссылаются при этом на якобы удачный опыт стран Западной Европы, в которых вопрос с курением в общественных местах уже решен. И здесь необходимо сделать одно тревожное дополнение. Борьба с курением и с употреблением алкоголя в Европе шла и идет параллельно с расширением прав граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией и со все более глубоким и широким внедрением в общественную жизнь ювенальной юстиции. То есть, курильщиков и любителей пива все меньше, а педерастов и ювенальщиков все больше. Вот такая арифметика получается в Западной Европе. Инициаторы из высоких российских властных структур утверждают, что в странах Западной Европы, благодаря борьбе с курением, произошло физическое оздоровление общества. Оздоровление кого? Например, педерасты, лесбиянки не курят и не пьют, занимаются на тренажерах, плавают, бегают, чтобы еще с большим наслаждением отдаваться содомскому пороку. Какое же здоровье в том, чтобы тело крепло, а душа погибала? Да к тому же у аморального человека, тем более у содомита, и тело, рано или поздно, смертельно поражается либо СПИДом, либо раком, либо еще чем-нибудь. Я уж не говорю о вселении бесов в «здоровые» и «красивые» тела содомитов. А каково общее духовное и психопатологическое состояние Европы хорошо видно из того, что Европа сама себе присудила нобелевскую премию мира. Если это не континентальное беснование, то что? Инициаторам из высоких властных структур хотелось бы напомнить евангельские слова: « не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну». (Лук. Гл. 12, 4-5).
Борьбу с курением и подобными вещами нужно вести, но начинать надо с основы, с корня, то есть с борьбы с тотальной аморальностью, охватившей все наше общество. Бороться с курением, не борясь с содомизацией общества, все равно что бороться с пневмонией пациента, игнорируя при этом тот очевидный факт, что у него рак легких.
И теперь представьте такую картину в ближайшем будущем. Приходит в некую русскую семью группа непьющих и некурящих ювенальщиков и заявляет: «В этой семье папа курит и выпивает, мы забираем детей». А потом этих детей ювенальщики продают в семью богатых геев, которые, конечно, не пьют и не курят.
И нет никаких сомнений в том, что конечная цель ювенального проекта освободить место под Солнцем для «золотого содомитского миллиарда» - этого «малого народа» Земли. И русский народ, населяющий огромную территорию России, является для ювенальщиков кандидатом номер один на полное уничтожение.
Ювенальная юстиция - один из рогов, торчащих из головы апокалиптического зверя, описанного в «Откровении» Иоанна Богослова. И становится понятной связь ювенального проекта со словами «Откровения»: «И он (зверь-антихрист - ред.) сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откр. Гл. 13, 16-17).
Очевидно, что весь мир подходит к тому моменту, когда начнется массовое чипирование людей. Тут не надо быть пророком. Мы видим, как носители всей информации о человеке уже достигли размера всего лишь одной пластиковой карты. Поскольку ее легко потерять или ее могут украсть, то, естественно, человеку будет предложен простой и надежный вариант - внедрение в его тело чипа, содержащего всю необходимую информацию. Я сейчас не собираюсь дискутировать по поводу того, антихристова ли эта печать или нет. Ясно одно, ювенальщики с нетерпением ждут этого момента. Когда ювенальная крыса заглядывает в холодильник малообеспеченной семьи и не находит там необходимых, с ее точки зрения, продуктов для ребенка, она, нагло скалясь, заявляет: «Мы забираем ваших детей, потому что вы не можете их прокормить». А как ювенальщики отнесутся к православной семье, в которой и дети, и взрослые держат пост?! А теперь представьте, что будут творить ювенальные крысы, когда масса православных откажется от чипирования и окажется тут же за чертой бедности. Кстати, очень многие православные откажутся не только от чипов, но и от пластиковых карт. Детей начнут отбирать у православных в массовом порядке и без всяких объяснений.
Но я уверен, что Господь не попустит совершиться такому беззаконию, ибо, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «дети собственность Божия, святыня Господня, достояние Божие». Дерзаю предположить, что если в России будет официально введена ювенальная юстиция, то начнется мировая очистительная война.
Священник Александр Шумский, писатель, публицист, член Союза писателей России, Москва, Русская народная линия
« И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя… И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит »
(Откр. 13, 1, 8-9)
Три зверя
Основной отрицательный образ Апокалипсиса — «зверь». Как понимать этот таинственный образ? В творениях Святых Отцов и в работах других исследователей Апокалипсиса можно найти несколько возможных вариантов его истолкования .
8 См., напр.: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса / Сост. М. Барсов. М., 1994.
Зверь Апокалипсиса это:
- сатана;
- антихрист;
- лжепророк;
- язычество, идолопоклонство;
- антихристианское государство, восстановленная перед кончиной мира Римская империя, всемирное царство антихриста (царство зверя);
- сама система антихристианской власти, антихристианство;
- общество людей, отступивших от Бога;
- духовное озверение людей, их звероподобие, звериность.
В существовании нескольких объяснений одного и того же образа Откровения нет ничего удивительного. Так, по мысли выдающегося духовного писателя современности иеромонаха Серафима (Роуза) (1934-1982), «имеется много различных степеней толкования Апокалипсиса, поэтому разные его объяснения вполне могут быть верными» , ибо «однозначного (от — «одно значение». — Авт.) соответствия образов реальности не существует» .
Другими словами, пророчество может иметь не одно только исполнение -исполнившееся может иметь продолжение и по-новому раскрываться на новом этапе истории. Одни и те же образы Апокалипсиса часто имеют несколько смысловых планов. Об этом мы будем помнить в дальнейшем при раскрытии смысла слов Откровения.
Важно нам иметь в виду и то, что в Откровении говорится о трех различных зверях: это «зверь из моря» (13: 1), «зверь из земли» (13: 11) и «зверь из бездны» (17: 8). Приведем некоторые из объяснений этих образов.
Исследователь Апокалипсиса Н. Виноградов в своей книге «О конечных судьбах мира и человека», изданной в 1878 году, писал, что зверя, выходящего из моря, «который нередко принимается толкователями исключительно за единичное лицо антихриста», «правильнее и ближе к тексту можно и нужно признавать за живой, совокупный образ всех вообще богопротивных, антихристианских сил» .
«Некоторые под «зверем, выходящим из моря» понимали богоборческое государство, каковым во времена первохристианства была Римская империя, а в последние времена будет всемирное царство антихриста» (архиепископ Аверкий) .
9 Иером. Серафим (Роуз). Знамения времен. Тайны книги Апокалипсис. М., 2000. С. 58-59.
10 Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. Антихристианство и Антихрист. — В сб.: О последних временах / Сост. прот. В. Свешников. М., 1996. С. 81.
11 Архиеп. Аверкий (Таушев), иером. Серафим (Роуз). Апокалипсис в учении древнего Христианства / Пер. с англ. М., 2001. С. 161.
«Затем тайнозритель описывает зверя, вышедшего из земли, которого позже именует лжепророком. Земля здесь символизирует полное отсутствие духовности в учении ложного пророка: все оно пропитано материализмом и угождением грехолюбивой плоти.
Два зверя 13-й главы символизируют совокупность всех ненавистников христианства. Зверь из моря — символ гражданской богоборческой власти, а зверь из земли — совокупность лжеучителей и всякой извращенной церковной власти » (епископ Александр (Милеант)) .
«Зверь из моря и зверь из бездны — антихристианство и антихрист… Зверь апокалипсический, именуемый восьмым и означающий, собственно, злейшего врага Бога и Богохранимого социального порядка, имеет близкое отношение к четырехсоставному зверю апокалипсическому (т. е. зверю из моря. — Авт.): среди условий и обстоятельств, олицетворяемых этим аллегорическим зверем, он возникнет и разовьется. Вот поэтому-то и Апокалиптик в конце речи о звере из моря говорит словами, имеющими отношение собственно к антихристу -последнему противнику Христа (Апок. 13, 5). (Обозначение времени деятельности антихриста). Тем не менее зверя, именуемого «восьмым», нужно отличать от зверя из моря. Этот зверь не из моря, но из бездны, имеет непосредственную связь с бездной, то есть с тайниками демонических сил пагубы (Апок. 17, 8; 11, 7; 9, 11). Он зверь багряный (Ibid. 17, 3), в знак расположенности его к крови, преследованиям и козням; имена богохульные, бывшие на головах зверя четырехсоставного, покрывают все его тело, в знак того, что боговраждебность проникнет его всецело и проявится в нем вполне. Он выйдет из среды 7 голов (или царей) зверя из моря, — это значит воплотит в себе все то, что в течение долгих веков накоплялось греховного, злого, боговраждебного.
При полном развитии антихристианского, противозаконного бытия или сущности земная среда антихриста сближается с его подземною средой происхождения — адом, пагубой. При тесной связи с пагубной силой самого сатаны и при своих отличительных, характеристических признаках «восьмой» зверь в Апокалипсисе у Иоанна Богослова не есть воплощение самого диавола — сатаны, а личность особая, единичная, — представитель антихристианской идеи» (Н. Виноградов) .
12 Еп. Александр (Милеант). Апокалипсис. Руководство к изучению Откровения апостола Иоанна Богослова. СПб., 2000. С. 37-39, 42.
13 Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. С. 326; Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. Антихристианство и Антихрист. С. 84.
На основании приведенных выше и ряда других истолкований трех зверей Апокалипсиса можно дать следующие определения:
■ «Зверь из моря» (он же — «зверь первый») — это антихристианство, сама система антихристианской власти, особенно сильно проявляющаяся в построении антихристианского всемирного государства;
■ «Зверь из земли» (он же — «зверь другой» и «лжепророк») — это система идеологической обработки «масс», насаждающая антихристианство и готовящая воцарение антихриста;
■ «Зверь из бездны» (он же — «зверь восьмой») — это уже сам антихрист, как отдельная личность — «человек греха» и «сын погибели».
Если сопоставим эти определения с современной действительностью, то получим следующее:
□ «Зверь из моря» — это тайное Мировое правительство и система «нового мирового порядка», построением которой заняты сионисты и масоны, и которая, действительно, на наших глазах все больше оформляется и надвигается на весь мир — как бы «выходит из моря» — из моря хаоса и безвластия (анархии), утвердившегося в мире после упразднения монархий в результате революций и лукаво называющегося демократией 14.
□ «Зверь из земли» («лжепророк») — это вся система печатных и электронных средств массовой (ложной) информации и псевдоискусство (кино, видео, отрицательная литература и т. д.), а также другие средства управления массовым сознанием, при помощи которых насаждается антихристианская мораль и идеология «нового мирового порядка» и Мирового правительства.
□ «Зверь из бездны» — грядущий антихрист, всемирный президент, будущий глава Мирового правительства и лидер «нового мирового порядка».
14 «Слово «демос» (народ — чернь) встречается в Библии в самых неприглядных контекстах: 1) когда толпа язычников строила Вавилонскую башню (Быт. 11); 2) когда толпа развращенных людей окружила дом праведного Лота (Быт. 19); 3) когда толпа кричала: «распни, распни Его» (Мк. 15). Как слово «чернь» в русском языке — производное от «черный», «черт» и т. д., так и греческое «демос» -производное от «демон», «демиург» (мятежный и злой дух). Следовательно, правильно понимать термин «демократия» как власть толпы, движимой дьяволом» (Свящ. Олег Стеняев. Маги, заклинатели, колдуны и чародеи. Библейский опыт осмысления проблемы // Что делать пострадавшему от колдунов, «целителей» и экстрасенсов. М., 1998. С. 7-8).
В том, что Мировое правительство в самом деле существует сегодня сомневаться уже просто нелепо. Доказательств этого предостаточно и они неопровержимы. Вот, например, какие материалы можно было найти в зарубежной прессе об очередном ежегодном заседании одного из главных органов Мирового правительства — Бильдербергского клуба. 16 мая 2003 г. на интернет- сайте WorldNetDaily.com появилась статья Джозефа Фара под заголовком «Мировое правительство в действии». Автор сделал вывод, что действительно существует ограниченный круг могущественных людей, которые в тайне вынашивают планы создания «нового мирового порядка», управляемого «теневым правительством», состоящим из участников Бильдербергской группы. Он также отметил, что «заговор молчания прессы лишний раз доказывает, насколько серьезны и влиятельны люди, собирающиеся ежегодно на бильдербергских встречах… Молчат СМИ, молчат сами бильдербергские заговорщики, а люди завтра могут проснуться и с удивлением обнаружить, что они живут в новом, организованном кем-то другим, мире». В небольшой заметке о встрече Бильдербергской группы, вывешенной 15 мая на сайте BBC, корреспондент Эмма Джейн Керби назвала упомянутое собрание «бильдербергских мудрецов» «секретными переговорами закулисных правителей мира» и подчеркнула, что не всегда можно узнать или предположить, о чем дискутируют на Бильдербергских «конференциях», всегда сокрытых от посторонних глаз «плотной завесой секретности» .
«К настоящему моменту, — считает Агентство «НАМАКОН», — в результате отсутствия сдерживающего фактора, каким являлся политический, а также военно-промышленный потенциал СССР и стран социалистического содружества, на мировую арену из тени постепенно выходит (как зверь выходит из моря. — Авт.) монополярная надгосударственная система управления. Ее метастазы, проникнув в правящие структуры суверенных стран, планомерно подменяют сущность национально ориентированных эшелонов власти, заменяя последние подчиненными внешнему управлению администрациями. И хотя в глазах обывателей те пока еще выступают внешне «демократически» избранными структурами управления «суверенных» стран, на деле же через механизмы финансово-долговых обязательств они все более глубоко подпадают под влияние нелегитимных организаций, проводя нужную им внешнюю и внутреннюю политику».
«Море», из которого выходит первый зверь, — это, как уже было сказано, хаос, анархия, море «народных масс» (ср. Откр. 17: 15), которые управляются злонамеренными силами, сами того не осознавая, думая, что существует «народовластие». «Порядок из хаоса», пишут на своих печатях масоны. «Новый мировой порядок» (зверь) — из хаоса и безвластия (моря). «Там, где некогда был Бог, теперь есть только ничто, — пишет иеромонах Серафим (Роуз), — там, где была власть, порядок, уверенность, вера, теперь анархия, смятение, безпринципные, неоправданные действия, сомнение и отчаяние» .
15 Цит. по: Агентство «НАМАКОН». «Империя лжи. За фасадом государственного терроризма» // «Завтра». 2003, № 39.
16 Иером. Серафим (Роуз). Человек против Бога. М., 1995. С. 65.
И вот сегодня мы в самом деле являемся свидетелями того, что так называемая демократия (по сути же — анархия) деградирует в тоталитаризм, и эта деградация прикрывается необходимостью борьбы с «международным терроризмом» . 17
Обратим внимание на то, что из трех аллегорических зверей только один обозначает самого антихриста, а другие два обозначают антихристианские системы: систему власти и систему идеологической обработки людей. Это очень важно для понимания современных явлений, при сопоставлении их с пророчествами Апокалипсиса.
«Государство будет и уже является главным врагом спасения . Это чудовище многоголовое (т. е. апокалиптический зверь, дракон. — Авт.), без имени, без звания, живущее только за счет высасывания последних соков из людей, преклоняющихся перед ним. Головы сего монстра -суть разные власти: президент и министры, советы, парламенты всякие, бандиты разных мастей: в милицейской форме и в этих тренировочных костюмах, суды, особые части армии, в общем, все те, кто, пожирая плоды труда человеческого, питает тело удовища. Власть последнего времени — власть бесовская, растлевающая. Только благодаря ее действиям удалось сейчас добиться такого разрушения нравов, но еще пуще будет через некоторое время. Все эти правительства, парламенты, подчиняясь мохнатой лапе рогатого хозяина, подведут людей на поклон ему» (из книги «Духовные беседы и наставления старца Антония»)18.
Различие в понимании аллегорических зверей не мешает им быть объединенными единой идеей — идеей духовного озверения, звериности, звероподобия людей. Апокалиптический «зверь» несет в себе такой отрицательный смысл, который не просто разрушителен с нравственной стороны, но и онтологически противоположен богозданной природе человека, антагонистичен разумно-личному (духовному) бытию. Все три «зверя» Апокалипсиса суть только проявления одного и того же противобожественного принципа. Идея духовного озверения и богоборчества, достигнув апогея в своем развитии и реализации, воплотится наконец в личности антихриста, он станет ее главным представителем и осуществителем.
17 Об этом см., напр., статью бывшего начальника Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенанта, доктора исторических наук Н. С. Леонова «Над пропастью тоталитаризма» // «Русский Дом». 2003, № 2.
18 Свящ. Александр Краснов. Духовные беседы и наставления старца Антония. В 3-х частях. Без м. и г. С. 173-174.
На то, что апокалиптические образы зверей говорят о звериности в людях, неоднократно указывает протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Апокалипсис Иоанна: Опыт догматического истолкования» (Париж, 1948 г.). Так, объясняя образ зверя из моря, о. Сергий пишет: «Сатана действует в мире чрез звериное и зверское начало человеческой жизни. Вот эта-то борьба зверя с Церковью и изображается в настоящей (13-й. — Авт.) главе. Конечно, и зверь здесь есть все-таки начало человеческое, лишь находящееся в состоянии озверения. Эта звериность в человеке выражающаяся в его зверскости как недобрая, плотская сила жизни ведома уже Ветхому Завету, который знает в ней предварение сатанинского, антихристова гонения. О нем говорится в книге прор. Даниила (как и в апокрифах, например, в 3 Ездре). Постольку VII-ая глава ее представляет прямую параллель XIII гл. Откровения, которое договаривает и довыясняет в свете новозаветном образы, ветхозаветные. Видение зверя созерцается тайнозрителем «на песке морском» (1) как «выходящего из моря». Последнее является здесь синонимом бездны, но может обозначать в данном случае и море народное, природное человечество, взятое со стороны его плотской и душевной жизни, в этом смысле его звериности. Зверь же в данном случае, очевидно, означает государство, притом не просто в смысле государственной организации правопорядка, вспомоществующей человечеству на путях его (о чем сказано у апостола: «несть бо власть аще не от Бога» (Рим. XIII, 1), но государственности тоталитарной, притязающей стать единственно определяющим и исчерпывающим началом в человеческой жизни. Такое государство, заведомо себя преувеличивающее в своем значении, является, тем самым, началом не просто языческим, но демоническим, оно есть земной лик сатаны или множественные его лики. Такое государство как царство земное противостоит Царствию Христову, борется с ним и силою вещей является — сознательно или бессознательно — силою антихристианской, орудием «князя мира сего», его царством, а главы этого царства — его личинами. <…>
Борьба зверя-государства есть особая и нарочитая тема Апокалипсиса, которая свойственна только ему и отсутствует в новозаветном откровении. В Ветхом Завете она выражается в борьбе с язычеством и его соблазнами, которые окружали избранный народ Божий и непрестанно его развращали. Наибольшей остроты это столкновение достигает, конечно, в гонении Антиоха Епифана, которое и отображается в апокалипсисе прор. Даниила (эта книга есть по типу своему, конечно, более апокалипсис, нежели пророческая). Здесь описываются и другие столкновения ветхозаветной Церкви с властью зверя (Валтасар, Навуходоносор). Но, конечно, только в новозаветном откровении этот антагонизм и борьба достигают окончательной непримиримости, и это выражено именно в Откровении Иоанна. В других новозаветных писаниях, как у ап. Павла и у ап. Петра (Рим. XIII, 1-7; Тит. III, 1; 1 Тим. II, 12; Петр. II, 13-17), ищется и находится известное примирение с государством, признание его как правового порядка вещей, обеспечения внешнего мира. Государство здесь служит человечеству как средство, а не самоцель, подчиняясь высшим нормам нравственности. В этом смысле и могло быть сказано: «несть власть аще не от Бога». Это признание божественной ценности права относится ко всякой власти, т. е. не только христианской, но и языческой, поскольку она служит своей правовой задаче, но ею и ограничивается. В тех же случаях, когда мы имеем дело с государством христианским, насколько таковое когда-либо существовало и может существовать, точнее, с государством христиан, для него возникают новые границы и задачи, именно служение христианской морали. Однако такое служение предполагает наличие известного духовного равновесия, при котором государство не выходит за пределы своих правовых целей. Но это состояние всегда остается неустойчивым, и государство превращается в зверя, когда оно за эти пределы выходит. Тогда оно, во-первых, из человеческого начала жизни становится звериным и зверским, утрачивая свои высшие духовные цели, и затем силою вещей превращается в демоническое, сатанинское, антихристово и тем самым вовлекается в прямую борьбу со Христом и Его Церковью . Этот-то образ власти как зверя не только с его зверскостью, но и его безбожием и язычеством, а затем и активным антихристианством и дает Откровение. <…> Однако теперь, в свете современных событий, нельзя уже не видеть всей звериности власти (а также порой и ее зверскости), и откровение Апокалипсиса становится для нас доступным и современным, как бы новым и до сего неведомым. Но теперь оно должно быть воспринято и в церковную догматику как догмат о Церкви и государстве. В Откровении идет речь не только об отдельных истори еских событиях, но и онтологических началах жизни в их диалектике и борьбе» .
19 См.: Прот. С. Булгаков. Апокалипсис Иоанна: Опыт догматического истолкования. Париж: YMKA-PRESS, 1948. С. 46-49 и след.
Священник Андрей Горбунов
ТАЙНА ЗВЕРЯ
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса