Разделы экономической науки таблица 11. Домашнее задание
Подробное решение Параграф § 2 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам? Выгодна ли потребителю конкуренция производителей?
Экономика не может удовлетворить всех потребностей. Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.
Экономические законы - устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы - это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.
Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Конкуренция выгодна потребителю. Чем активней конкуренция, тем дешевле и качественней производитель делает свой товар (услугу) , дабы реализовать именно свой товар (услугу).
Вопросы и задания к документу
Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса.
Вопрос 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.
Да, можно согласиться. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
Вопрос 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия XX в., приведите примеры, подтверждающие вывод учёного о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учёными-экономистами, привело к неудачам.
Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся Госдумой и подписывавшиеся президентом Ельциным). Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. С чем связано появление экономической науки?
Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Учёных заинтересовало, как же работает эта «свободная» и «саморегулируемая» экономическая система.
Учёные-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).
Вопрос 2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.
Предметом внимания учёных стали такие универсальные проблемы, как ограниченность ресурсов и экономический выбор. (Вспомните, что вы узнали об этих понятиях из обществоведческого курса основной школы.)
Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый конкретный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объёме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономическая наука.
Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, называется макроэкономика. Её предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.
Вопрос 3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.
Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом её исследования являются международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговля результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.
Вопрос 4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.
Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:
Производство – Распределение – Обмен – Потребление
Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, обмена и потребления, каковы их результаты.
Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.
Экономические величины подразделяются на два больших класса - абсолютные и относительные.
Вопрос 5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?
Этот показатель объёма национального производства определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны. Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим показатель, который называется ВВП на душу населения.
ВВП рассчитывается как в неизменных (постоянных) ценах базисного года, так и в текущих (действующих) ценах. То есть экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.
При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на значение инфляции (уровень темпа прироста цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остаётся неизменным или падает.
Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза, и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тыс. раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т.е. почти вдвое больше, чем ВВП). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.
Поскольку на основе данных об объёме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.
Вопрос 6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?
Разрабатываемые прогнозы отражают приоритетные направления модернизации: рост инвестиций, создание благоприятной конкурентной и деловой среды, поиск новых источников экономического роста, преодоление технологического отставания и стимулирование высокотехнологичного производства, развитие инновационного сектора экономики.
Есть два способа увеличения результата: экстенсивный и интенсивный. В первом случае рост происходит за счет вовлечения в производство большего количества ресурсов: рабочей силы, времени, оборудования, материальных ресурсов и проч. Во втором случае рост производства происходит за счет более эффективного (рационального, экономичного) использования имеющихся ресурсов, или даже при уменьшении количества ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов развитие, конечно, должно быть только интенсивным.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.
В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП).
ВНП определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.
Размер ВНП не является главным критерием при определении успешности или неуспешности какой-либо страны. Большую роль играет количество населения. В Китае оно - 1,3 млрд, во Франции - 65,4 млн. В расчете на душу населения Франция будет в более выигрышном отношении, так как ее население в десятки раз меньше. И уровень жизни во Франции в разы выше, чем в Китае.
Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Разделы экономической науки».
Микроэкономика: условия заключения предпринимательской сделки, конкуренция производителей, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, издержки и рентабельность предприятия.
Макроэкономика: снижение темпов экономического роста, занятость населения, уровень и темпы инфляции, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.
Мировая экономика: оборот международного валютного рынка, углубление международного разделения труда, внешнеторговая политика стран, причины экономического кризиса.
Впишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.
Вопрос 3. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.
Автострахование - вид страховой защиты, который призван защищать имущественные интересы застрахованных, связанные с затратами на восстановление транспортного средства после аварии, поломки или покупку нового автомобиля после угона или хищения, возмещением ущерба, нанесенного третьим лицам при эксплуатации автомобиля.
Немало вопросов вызывает взаимодействие страховых компаний с Российским союзом автостраховщиков, где для компаний разрабатывают инструкции по применению конкретных положений законодательства. К моменту вступления закона в силу все необходимые бумаги должны быть готовы, а как они будут работать, не всегда понятно. Проверять будут уже на российских водителях.
Вторая проблема – как смогут страховщики совладать с традиционными российскими бедами вроде хамства гаишников, "подстав" на дорогах и сомнительного качества автосервисов. На этот счет у зарубежных коллег справиться не получится.
ЭКОНОМИКА: наука и хозяйство
ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие суждения об экономике?
А) экономика - наука о хозяйстве и способах его ведения
Б) экономика - это особая хозяйственная система, главной целью
которой является удовлетворение потребностей людей и общества
1) верно только А 3) оба варианта верны
2) верно только Б 4) оба варианта неверны
ЗАДАНИЕ 2. Выберите наиболее точное определение предмета
экономической науки.
А) исследование поведения людей в процессе производства и обмена
материальных благ
Б) наука о путях повышения эффективности функционирования
экономических систем
В) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества
для производства материальных благ в условиях постоянно растущих
потребностей людей
Г) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и
извлечении ими средств к существованию
Д) исследование способов и критериев распределения производимых
экономических благ
ЗАДАНИЕ 3. Укажите, кто из древнегреческих ученых впервые
ввел в употребление понятие "экономика".
А) Платон В) Ксенофонт
Б) Сократ Г) Аристотель
ЗАДАНИЕ 4. Заполните таблицу.
Экономическая наука
Составные части | Предмет исследования |
Макроэкономика | |
Микроэкономика | -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- |
Мировая экономика | -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- |
ЗАДАНИЕ 5. Заполните таблицу.
Впишите перечисленные проблемы, изучаемые
различными частями экономической науки, в
соответствующую графу таблицы.
Разделы экономической науки
Макроэкономика | Микроэкономика | Мировая экономика |
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... | ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... |
А) условия заключения предпринимательской сделки
Б) оборот международного валютного рынка
В) конкуренция производителей
Г) снижение темпов экономического роста
Д) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров
Е) углубление международного разделения труда
Ж) занятость населения
З) издержки и рентабельность предприятия
И) внешнеторговая политика стран
К) уровень и темпы инфляции
Л) причины экономического кризиса
М) причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли
ЗАДАНИЕ 6. Укажите, какой из перечисленных институтов не
относится к экономическим.
А) производство В) домашнее хозяйство
Б) предпринимательство Г) наследование
ЗАДАНИЕ 7. Заполните схему.
Пути увеличения объемов производства
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ
1. ________________ 1. ________________
2. ________________ 2. ________________
3. ________________ 3. ________________
ЗАДАНИЕ 8. Расшифруйте аббревиатуры, означающие
экономические показатели.
ВНП -
ВВП - _______________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 9. Заполните схему.
Показатели ВВП
РЕАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ
1. ________________ 1. ________________
2. ________________ 2. ________________
3. ________________ 3. ________________
ЗАДАНИЕ 10. Решите задачу.
ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?
Свой ответ поясните.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите, что из перечисленного относится к
объективным факторам, влияющим на
производительность.
А) качество трудовых ресурсов
Б) эффективность управленческих решений
В) использование новых технологий
Г) природные ресурсы, задействованные в процессе производства
ЗАДАНИЕ 12. Решите задачу.
Какой механизм регулирования экономики дает лучшую возможность распределения ресурсов по ее отраслям в соответствии с объемом и структурой потребления: рыночное /свободное/ ценообразование или директивное /централизованное/ установление цен?
Аргументируйте свой ответ.
Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки в соответствующую графу:
Условия заключения предпринимательской сделки; оборот международного валютного рынка; конкуренция производителей; снижение темпов экономического роста; взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; издержки и рентабельность предприятия; внешнеторговая политика стран; уровень и темпы инфляции; причины экономического кризиса; причины роста зарплаты в нефтедобывающей отрасли;
углубление международного разделение труда; занятость населения.
2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:
1) исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;
2) наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;
3) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей человека;
4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию.
3.ВНП Японии выше, чем ВНП Германии. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Аргументируйте ответ.
4. Необходимым условием развития рыночной экономики является:
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
5. Что такое бартерная сделка?
А) обмен товара на товар без платежа денег;
Б) система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;
В) Импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.
6. К чему ведет дефицит денег в стране? Что будет, если денег будет больше, чем товаров?
7. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
8. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
9. Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле, как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ: ___________________
11.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) с появлением компьютеров секретари-машинистки оказались невостребованными
2) экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей
3) сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли работу
4) с уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников
5) с завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ: ___________________
12. Объясни слова:
Инфляция
Занятость
Сальдо торгового баланса
Протекционизм
Фрикционная безработица
ВВП
ВНП
маркетинг
Предварительный просмотр:
Классификация рынков по степени ограниченности конкуренции
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ , идеальная - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
- Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
- Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
- Олигополия - (от олиго... и греческого poleo - продаю, торгую), тип рыночной структуры хозяйства, при котором несколько крупных фирм, компаний обеспечивают подавляющую долю отраслевого производства и сбыта продукции.
МОНОПСОНИЯ (от греч. móno - один и opsōnia - закупка) - монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
Предварительный просмотр:
АВАНС - денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
АКЦИЗЫ - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.
АКЦИОНЕР - совладелец предприятия или организации, созданных в виде акционерного общества, владеющий акциями, подтверждающими размер его вклада в уставный капитал акционерного общества и дающими право на получение дивиденда.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - предприятие или организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределенных между акционерами.
АКЦИЯ - ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в формировании средств акционерного общества и дающая право на получение соответствующей доли его прибыли-дивиденда. Акции продаются и покупаются, в т.ч. на фондовой бирже.
АМОРТИЗАЦИЯ - объективный экономический процесс постепенного переноса стоимости средств труда по мере их износа на производимые с их помощью товары или услуги, использование этой стоимости в виде амортизационных отчислений для простого или расширенного воспроизводства основного капитала.
АУДИТ - контрольная функция правильности составления финансовых документов.
АУКЦИОН - поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей.
БАНК - по законодательству РФ коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
БАНКРОТ - несостоятельный должник.
БАНКРОТСТВО - разорение хозяйствующего субъекта, физического или юридического лица в случае его признания в установленном законом порядке несостоятельным должником.
БАРТЕР - прямой безденежный обмен товарами или услугами.
БИРЖА - организационная форма оптовой, в т.ч. международной торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
БРОКЕР - отдельное лицо или фирма, занимающиеся посредничеством при заключении сделок на фондовой, товарной и валютной биржах.
ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
ВЕКСЕЛЬ - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.
ГАРАНТ - физическое либо юридическое лицо, гарантирующее совместно (солидарно) с должником оплату векселя. Подпись гаранта обязательна на векселе.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
ДЕМПИНГ - продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран.
ДЕНЕЖНАЯ МАССА - общая денежная масса, определяющая национальную экономику и находящаяся в обращении.
ДЕНЬГИ - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров.
ДЕПОЗИТ - денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в финансово-кредитные, таможенные, судебные или административные учреждения.
ДЕФИЦИТ ТОВАРНЫЙ - несоответствие товарного предложения спросу.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - увеличение числа производств и номенклатуры товаров (услуг), производимых отдельными предприятиями в новых для них сферах.
ДИВИДЕНД - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами в соответствии с количеством (суммой) и видом акций, находящихся в их владении.
ДИЛЕР - лицо (или фирма), осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет.
ДОТАЦИЯ - ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования нижестоящих бюджетов.
ИНФЛЯЦИЯ - переполнение каналов обращения бумажными деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен.
КРЕДИТ - ссуда, предоставляемая в денежной или натуральной форме на условиях возвратности и, как правило, с уплатой определенного по соглашению между кредитором и должником процента за пользование кредитом.
ЛИЗИНГ - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.
ЛИКВИДНОСТЬ - подвижность активов предприятий, фирм, банков, предполагающая возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований.
МАКЛЕР - посредник между сторонами при заключении сделок на фондовых и товарных биржах.
МАРКЕТИНГ - анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции.
МЕНЕДЖЕР - управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью.
МОНОПОЛИЯ - исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо.
МОНОПСОНИЯ - ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов.
НАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц.
НЕУСТОЙКА - сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательства.
НОМИНАЛ - официально объявленная стоимость денежной купюры, ценной бумаги, как правило, не соответствующая фактической.
ОЛИГОПОЛИЯ - ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке.
ОЛИГОПСОНИЯ - ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей).
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ - способность и возможность физического либо юридического лица оплатить свои долги.
ПРИБЫЛЬ ВАЛОВАЯ - вся сумма прибыли предприятий до вычетов и отчислений.
ПРОЛОНГАЦИЯ - продление срока действия документа.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
РАНТЬЕ - собственник капитала, живущий на проценты от предоставления его в заем или на доходы от ценных бумаг.
РЕВАЛЬВАЦИЯ - повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам.
РЕИМПОРТ - покупка и ввоз из-за границы отечественных товаров, которые не подвергались там переработке.
РЫНОК - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.
САНАЦИЯ - система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или для повышения конкурентоспособности.
СТАГФЛЯЦИЯ - состояние экономики, когда застой или падение производства (стагнация) сочетаются с возрастающей безработицей и с непрерывным ростом цен - инфляцией.
ТОРГИ - состязательная форма закупки, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками.
ХОЛДИНГ - вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ - документы, содержащие имущественные права, дающие право на получение определенной части дохода.
ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - выпуск ценных бумаг в обращение, в т.ч. продажа ценных бумаг их первым владельцам - гражданам или юридическим лицам.
ЭМИТЕНТ - государство или юридическое лицо, осуществляющее эмиссию ценных бумаг.
ЯРМАРКА - периодически устраиваемый съезд представителей торговых и промышленных предприятий, предпринимателей, коммерсантов, как правило, для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным на ярмарке образцам.
Зачет по теме «Человек и экономика», 11 класс
1. Заполните таблицу: «Разделы экономической науки»
Микроэкономика
Макроэкономика
Мировая экономика
Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки в соответствующую графу:
Условия заключения предпринимательской сделки; оборот международного валютного рынка; конкуренция производителей; снижение темпов экономического роста; взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров; издержки и рентабельность предприятия; внешнеторговая политика стран; уровень и темпы инфляции; причины экономического кризиса; причины роста зарплаты в нефтедобывающей отрасли;
углубление международного разделение труда; занятость населения.
2. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:
1) исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;
2) наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;
3) наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей человека;
4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию.
3.ВНП Японии выше, чем ВНП Германии. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Аргументируйте ответ.
4. Необходимым условием развития рыночной экономики является:
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
5. Что такое бартерная сделка?
А) обмен товара на товар без платежа денег;
Б) система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств;
В) Импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.
6. К чему ведет дефицит денег в стране? Что будет, если денег будет больше, чем товаров?
7. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
8. Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
9. Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле, как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ: ___________________
11.Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) с появлением компьютеров секретари-машинистки оказались невостребованными
2) экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей
3) сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли работу
4) с уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников
5) с завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ: ___________________
12. Объясни слова:
Инфляция
Занятость
Сальдо торгового баланса
Протекционизм
Фрикционная безработица
ВВП
ВНП
маркетинг