Непроизносимые согласные в корне слова 5 примеров. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
В русском языке возникают трудности в правописании сочетаний согласных звуков, потому что при морфофонемном правописании необходимо обозначать и те звуки, которые в слабой позиции при произношении выпадают.
Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это второй звук в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, ртц, рдч, стц, стск, здц, ндц, ндск, нтск, нтств, ргск, первый звук в лнц, вств ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится , например: областной – область, сердце – сердечный. Есть случаи, не имеющие проверки, требующие запоминания: лестница, праздный, праздник, сверстник, чувство и др.
Нельзя вставлять лишние буквы, если их нет в проверочном слове, то есть в слове, где первый согласный стоит перед гласным, например: вкусный (вкусен, вкус+н-ый ), опасный (опасен ). У чащиеся, запомнив сочетания и забывая о проверке, часто допускают такие ошибки.
ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ :
блеснуть, двинуть, вянуть, заснуть, мякоть, обмякнуть, плеснуть, сполоснуть, прыснуть, пыхнуть, треснуть, тиснуть, тянуть (хотя блестеть, двигать, увядший, засыпать, мягкий, плющить, плескать, полоскать, прыскать, пыхтеть, трескаться, тискать, тяга, хрустеть ). Двояко пишется хрястнуть и хряснуть.
Это древнейшие, общеславянские утраты согласных по закону открытого слога, закрепившиеся позже в написании вопреки чередованиям. Ныне многие из них уже произносимы в других словах: прыгнуть, боднуть и т. д. Современные непроизносимые согласные, отражаемые на письме, представлены в слабой позиции, требующей «проверки».
ЗАПОМНИТЕ И РАЗЛИЧАЙТЕ:
искус-ств-о – искус-н-ый, искусница,ср. искус
конъюнктура ‘оценка положения’ – конъектура ‘восстановление текста’
констатация, констатировать – константа
костный (от кость ) – косные (взгляды ), закоснелый
лестница (от лез-у, с неясной Т ) – лесник (от лес )
пастбище, пастьба – хотяпасу, пас-ти, выпасной
прийти, ноприду, придёт, пришёл
серчать – сердиться; сердечный
скатёрка, скатёрочка – скатерть
склянка(исчез древний непроизносимый согласный т , ср. стекло)
сверстник (ср. наверстать ) – ровесник (от ровесный, ср. чудесный )
хрустнуть, свистнуть – блеснуть, плеснутьи др., см. выше список
чувство (В – ныне необоснуемая вставка, ср. чу-я-ти)– участвовать
шефствовать(‘быть шефом’) – шест вовать(‘идти’, с корнем шед -, ср. вед-у – вес -т и )
экскаватор – эскалатор
явственно (‘как наяву ’) – яства (от старославянского ясти ‘кушать’).
Упр. 80. Вставьте нужные буквы, подберите проверочные слова (обычно с гласным после сочетания). Образец: Сектантство – сектанты.
Арестан..ский, бессловес..ный, благос..ный, безвозмез..ный, бескорыс..ный, бороз..чатый, брус..вер, вкус..ный, волос..ной, двенадцатипе́р..ная кишка, декаден..ство, дилетан..ский, захолус..ный, извес..ный, интендан..ский, искус..ный, ислан..ский, комендан..ский, компроме..тировать, конста..тировать, конъю..ктивит, корреспонден..ский, критикан..ство, кос..ные взгляды, крёс..ный отец, лан..шафт, лейтенан..ский, ненавис..ный, несчас..ливый, опас..ный, пакос..ник, пацифис..ский, поз..но, пос..лать (письмо), пос..лать (постель), праз..ник, прелес..ный, прете..дент, преце..дент, рен..геновский, сверс..ник, сержан..ский, словес..ный, трос..ник, ужас..ный, фашис..кий, учас..вовать, хироман..ский, ше..ствовать, юрис..консульт, ярос..ный.
Упр. 81 . От данных слов образуйте прилагательные по приведенным образцам.
1. Хвастать – хвастливый (человек), счастье, участь. 2. Честь – честный, должность, вкус, горесть, пакость, словеса, редкость, чудеса, уста. 3. Петербург – петербургский, аспирант, диссидент, расист, Голландия.
Упр. 82. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ложнопроверяемые и традиционные написания.
I. Аспиран..ская стипендия, безвозмез..ная помощь, блес..нула молния, буревес..ник революции, волос..ные чиновники, голлан..ка, декаден..ские стихи, должнос..ной, звёз..ные войны, искус..ная защита, комендан..ская дочь, кос..ные взгляды, кос..ный мозг, лес..ное хозяйство, лес..ница, лес..ный отзыв, мес..ное время, наперс..ница барыни, одесс..кий, окрес..ности, опас..ность, пас..бище, поз..ний, ровес..ники, сверс..ники, сладос..ный, словес..ный, сума..шедший, уез..ный, ужас..ный, под уз..цы, ус..ный, уча..ствовать, чес..ночная приправа, чес..вовать, чу..ствовать, чудес..ные, я..ственнее.
II. 1. Я тоже рос, несчас..ный и худой, средь жи..ких, тягос..ных рас..ветов (Ес.). 2. – Смотри, Игорь, – сказал Шурик, – как видно, они всё-таки не побежали на телеграф. – Да, это так, – конста..тировал Эндель. (Акс.). 3. К этому привыкнуть ещё надо, рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неумес..ного сер..ца (Пл.). 4. – Какими ты глазами на меня глядишь? И-и-и, бессовес..ный! Как тебя земля держит! (Ш.). 5. Гучков обрушился на «пацифис..кие идеи, хлынувшие на армию» (НЖ). 6. Смысл последнего четверостишия, очевидно, показался редактору требующим конъе..ктуры: как это, став вещью, поэт может возгласить слово вещи ‑ и зачем? («Звезда»). 7. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати (Бун.).
Упр. 83. Объясните, какие из приведенных рядом слов не могут быть проверочными и почему. Запишите.
Дви..нуть – двигать, лес..ный отзыв – лесть, лес..ница – лезть, мя..коть – мягкий, пас..бище – пасти, по-преж..нему – прежде, по..черк – подчеркнуть, тис..нуть – тискать, с..клян-ка – стекло, словес..ный – словеса.
При стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово, в котором эта согласная произносится отчетливо. Пример: здрав ствуйте – здрав ие, серд це – серд ечный, сол нце – сол нышко, участ ник – участ ие .
Исключение: блесн уть (от «блеск»).
Правописание удвоенных согласных в корнях слов
А) Пишется удвоенная ЖЖ :
У некоторых слов: вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник;
У форм слова жечь : жженый, жжешь, жжем, жжете, жжение, жженый, жжение.
Б) Пишется удвоенная СС :
В словах вознёсс я, Росс ия, Белорусс ия ;
В словах на – ЕССА, -ЕССОР, -ИССИМУС: поэтесс а, агресс ор, генералисс имус ;
В формах слова рас чёт (С в корне): расс читать, расс читанный (одна С в приставке, другая – в корне)
В) Двойная согласная:
Г) Словарные слова
Без удвоенной согласной:
С удвоенной согласной:
Удвоенная согласная | Примеры словарных слов, в которых часто делают ошибки |
НН | антенн а, анн отация, анн улировать, мадонн а, трезвенн ик, подлинн ик, ставленн ик |
ЛЛ | алл егория, алл ея, алл итерация, апелл яция, артилл ерия, ахилл есова пята, брилл иант, балл ада, белл етристика илл юзия, идилл ия, илл юминация, илл юстрация, интелл ект, интелл игент, калл играфия, Кирилл , колл изия, милл ион, новелл а, паралл ель, элл инизм |
КК | акк омпанемент, акк орд, акк уратность, барокк о. |
ПП | апп етит, апп арат, групп а, опп озиция, опп онент, Филипп , филипп ика. |
СС | асс амблея, асс игнация, асс истент, асс оциация, депресс ия, дискусс ия, дисс онанс импресс ионизм, колосс альный, комисс ия, месс ия, мисс ия (мисс ионер) пасс ажир, песс имизм, прогресс , Ренесс анс, экспресс , компромисс |
ММ | дилемм а, имм унитет, симм етрия, комм ентарий, программ а, эпиграмм а. |
ФФ | афф ект, буфф онада, терр аса, эфф ект. |
РР | ирр ациональный, корр еспондент, перр он. |
ББ | абб ревиатура, хобб и. |
Правописание сочетаний ЖК/ШК, ЧН/ШН/ЩН
Пишется ЧН | Пишется ШН | Пишется ЩН |
1. Есть чередование К, Ц/Ч + суффиксы Н, НИК, НИЦ: лоток – лоточн ик, перец - перечн ица, свеч а – подсвечн ик . 2. Суффикс ИЧНА в отчествах: Ильиничн а, Никитичн а . | 1. В некоторых фамилиях: Свешн иков, Рукавишн иков, Калашн иков, Столешн иков . 2. В словах рушн ик, двурушн ик, дотошн ый, истошн ый , здешн ий, никудышн ый, взбалмошн ый, тамошн ий . 3. Чередование Х/Ш + суффиксы Н, НИК, НИЦ: суматох а – суматошн ый, грех – грешн ик . 4. Суффиксы ШН, ШНИК: завтра – завтрашн ий, кино – киношн ик . | 1. Основа на -Щ + суффикс Н: мощ ь – мощн ый, помощ ь – помощн ик . 2. В старославянских словах нощн о, всенощн ая, еженощн о, полнощн ый . |
Правописание безударных гласных в корнях слов
Чтобы проверить написание безударной гласной в корнях слов, нужно подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударением. Правило легче запомнить так:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её желательно поставь под ударение.
Пример: уди ви ΄тельный – ди ΄вный, зе лене΄ть – зе ΄лень .
Если проверочное слово подобрать невозможно, то обратитесь к орфографическому словарю.
Внимание! Глаголы сов. в. нельзя проверять глаголами несов. в. на с суффиксами –ЫВА-/-ИВА-: опо зда΄ть – по ΄здний (не опа ΄ здывать).
Внимание! Некоторые корни могут быть омонимичными. При подборе проверочного слова обращайте внимание на значение:
Правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу
Исключения: брошюра, жюри, парашют и другие иноязычные слова.
Правописание гласных О/Е после шипящих и Ц
А) В корнях существительных после шипящих
Если можно подобрать проверочное слово, в корне пишем Е(Ё): же лтый – же лтеть, шёпот – ше птать, ше л – ше дший, ше лк – ше лка.
Если подобрать проверочное слово нельзя, то в корне пишем О (такие слова лучше запоминать):
Правописание корней ЖЕГ/ЖЕР, ЖОГ/ЖОР
Б) В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих
Исключения: распашо нка, трещо тка .
В суффиксе ЁР всегда пишется Ё: дирижё р, стажё р, тренажё р.
Всуффиксе ОК всегда пишется О: снежо к, пятачо к .
В) После Ц в существительных и прилагательных
Запомни! Герцо г, меццо -сопрано, палаццо .
Правописание И (Ы)
1.После Ц
Исключения: цы ган, цы плёнок, цы ц, цы кнуть, на цы почках, Мцы ри .
2. После приставок на твердый согласный
Внимание! Не путайте части сложносокращённых слов с приставками: меди нститут, сани нструктор, спорти нвентарь.
Правописание Э/Е
Пишется Е | Пишется Э |
1. В начале русских слов, когда звучит [е]: е герь, е ресь, е ретик, Е вропа . 2. Внутри слова после И: гигие на, дие та, реквие м, аудие нция . | 1. В некоторых русских словах, когда звучит [э]: э тот, э такий, э так, э кий, э к, э й, э х, э хма, э ва, э ге . 2. Внутри слова после А, О, У: дуэ ль, поэ зия, маэ стро , статуэ тка . Исключения: гее нна (огненная), прое кт, прое кция, рее стр, трае ктория, фее рия . |
Запомни! (большинство слов в словаре) | |
Варьете, пенсне, декольте, Мэри, адекватный, денди, кашне, сет, сейф, темп, теннис, терция. | Мэр, пэр, сэр, Бэла, Бэкон, Улан-Удэ. |
Внимание! В заимствованных словах после приставок Э сохраняется: экономить - сэ кономить, электрик – диэ лектрик, этаж – двухэ тажный .
Правописание Ь
1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) :
На конце слова: боль , тетрадь , кровь , вскользь ;
В середине слова: возь му, пись мо , декабрь ский ;
Мягкость согласного [л ’ ]: боль шой, мыль ница, маль чик .
2. Разделительный Ь:
3. Ь после шипящих:
Пишется | Не пишется |
1. У сущ. 3-го скл. в Им. п.: рожь , ночь . 2. У глаголов: - повелит. н.: режь те , оставь те, умножь те ; - в неопр. форме: (что делать?) беречь ; - во 2-м л. ед.ч. наст. или буд. вр.: (что делаешь?) учишь ся , (что сделаешь?) научишь ся , 3. На конце наречий: навзничь , сплошь . Исключение: настежь . 4. У некоторых числительных: пять , тридцать . | 1. У существительных: - м.р. 2-го скл. в Им.п.: гараж , камыш , плащ . - в Род.п., мн.ч.: (много) туч , луж , из училищ . 2. На конце кратких прил.: кипуч . 3. В глаголах инфинитива, если в вопросе нет Ь: (что делает ?) учится , кажется . 4. В наречиях уж, замуж, невтерпёж . |
Правописание Ъ
1. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъ езд, съ ёмка, объ явление .
2. После приставок иноязычного происхождения на согласный ад-, ин-, кон-, контр-, пан-, суб-, транс-, фельд -: адъютант , субъективный.
3. Пишется после приставок ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- перед Е, Ё, Ю, Я: двухъ ярусный, четырёхъ язычный .
Запомни! Объект, инъекция .
Правописание приставок
1. Правописание приставок на –З, -С
2. Правописание приставок ДИЗ/ДИС, РАЗ/РАС - РОЗ/РОС.
Запомни! Рас чёт (нет приставки), расс читать (приставка рас-)
3. Приставки С-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОБ-, В-, ПЕРЕ-, НА - всегда пишутся одинаково : сделать, отметить, надписать, подчеркнуть, предписание, обставить .
Внимание! Приставки З- не существует. Сравни:
4. Правописание приставок ПРЕ/ПРИ
ПРЕ | ПРИ | ||
1. В значении «пере-, по-иному, через»: пре рвать, пре возмочь, пре града , пре дание, преступить (закон), преображать. 2. В значении «очень, весьма»: пре великий, пре мудрый, пре милый, пре выше (всего), пре возносить , преувеличить . | 1. Значения приближения, приближения, присоединения: при йти , при колотить , при мерзнуть , при слонить, при стегнуть . 2. Пространственная близость: при город, при брежный, при морский. 3. Неполнота действия (чуть-чуть, ненадолго): при открыть, при крыть , при лечь , при клонить. 4. Действие сверху вниз: при мять . 4. Действие в интересах кого-либо: при прятать, при обретать , при карманить, при своить . 5. Действие, доведённое до конца: при искать, при глушить, при учить , при думать . 6. Сопутствующее действие: при певать, при свистывать, при таптывать , при танцовывать . | ||
Запомни! | |||
без преувеличения власти предержащие знаки препинания камень преткновения непререкаемый преамбула предупреждение президент президиум преимущество преисподняя (ад) прегрешение преклонный возраст прекословить прекрасный прелестный прельститься прельститься, прельщать прелюбодеяние | прелюдия премьера пренебрежение (неуважение) преобладать преодолевать препарат препираться преподнести препятствие преследовать пресмыкаться престарелый престиж престол претензия претендент претить прецедент | без прикрас восприятие неприглядный неприхотливый приверженец привилегия привычка пригожий придирчивый приказ приключение прилежный приличный примадонна примета | примечание примитивный принимать приоритет природа прискорбный пристойный пристрастный присутствие присущий присягать причёска причина причудливый приятный |
Внимание! Следует различать однокоренные слова с приставками ПРЕ/ПРИ по смыслу. Сравни:
ПРИ | ПРЕ |
при даное (невесты) | пре дание (легенда) |
при дел (боковая часть храма) | пре дел (граница) |
при ёмник (аппарат) | пре емник (последователь) |
при вратник (сторож) | пре вратности (сложности) |
при ткнуться (прислониться) | пре ткновение (препятствие) |
при творить (дверь) | пре творять (мечту в жизнь) |
при ступить (начать) | пре ступать (закон) |
при станище (приют) | непрестанно (постоянно) |
при ставить (присоединить) | пре ставиться (умереть) |
при менить (использовать) | непре менный (обязательный) |
при клонить (колени, ветки к земле) | пре клоняться (перед кем-либо) |
при давать (значение, силы) | пре давать (друга, память забвению) |
при бывать (приходить куда-нибудь) | пре бывать (находиться где-нибудь) |
при ложить (усилия) | непре ложный (обязательный) |
при ходящий (кто приходит) | пре ходящий (момент истины, = временный) |
при зреть (давать приют) | пре зирать (не уважать) |
при пирать (дверь палкой) | пре пираться (спорить) |
притерпеться (к неудобствам) | претерпеть (голод) |
приумножать (добавить небольшое количество) | преумножать (сильно умножать) |
Пришло время повторить пройденное и снова двигаться вперед.
Итак, гласные бывают ударные и безударные. Безударные проверяются ударными. Согласные бывают сильные и слабые. Слабые проверяются сильными. Но есть еще и особенные согласные - непроизносимые. И если сильные звучат отчетливо, определенно, а слабые - неопределенно, двусмысленно, то непроизносимые не звучат вовсе.
Порой в словах встречаются
ужасные согласные -
они не произносятся,
и что писать - неясно.
То есть неизвестно. Кстати, произнесите-ка вслух это слово: «неизвестно». Звук «т» в нем не звучит! Его как будто и нет. Но писать его надо обязательно.
А теперь произнесите слово «ужасно». В нем тоже звук «т» не звучит. И правильно делает: его в слове «ужасно» нет и в помине. Вот ужас!
Вот именно: ужас. «Ужас» - проверочное слово для слова «ужасный»: раз в однокоренном слове «т» нет, значит, и в проверяемом его нет тоже.
А для слова «неизвестно» проверочное - «весть». В нем есть «т». Значит, и в слове «неизвестно» «т» есть. Хотя и не произносится.
Вообще, звук «т» - абсолютный чемпион по непроизносимости. Слов с этим непроизносимым звуком великое множество. Но большинство из них можно проверить.
И ужасно, и опасно
букву Т писать напрасно.
Но известно, как прелестно
букву Т писать уместно!
Со звуком «т» все, кажется, ясно. Но бывают и другие непроизносимые звуки. Давайте скажем вслух: «сердце», «солнце», «здравствуй». А теперь посмотрим, как эти слова пишутся. И сделаем вывод: кроме «т» непроизносимыми бывают звуки «д», «л», «в».
А как их проверять? Точно так же, как непроизносимый звук «т»!
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать родственное слово, в котором он произносится отчетливо.
В родственных словах непроизносимый согласный звук может зазвучать перед гласным, за один звук перед гласным или в конце слова.
А если он не зазвучит - значит, его нет.
В общем, как видите, все довольно просто. Только не ленитесь подбирать проверочные слова. И тогда
Труд ваш не будет напрасным
(напрасен),
будет диктант неопасным
(неопасен),
Мир вам откроет чудесный
(чудесен),
русский язык интересный
(интересен)!
Но имейте в виду: среди слов с непроизносимыми согласными есть три особенных: лестница, праздник, чувство. Для этой троицы невозможно отыскать родственные проверочные слова. Про Т в лесТнице, про Д в празДнике, про В в чуВстве нужно просто-напросто помнить крепко-накрепко. А чтобы про них не забыть, предлагаем вашему вниманию маленькие подсказки для запоминания.
СТупенька, сТупенька, сТупенька, сТупенька, — вот и получилась лесТница.
ПразДник — День поДарков и раДости.
В нас, В наших сердцах — Вот где жиВут чуВства.
Правописание непроизносимых согласных
Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).
Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.
Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.
Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.
ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ
1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).
2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.
3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).
ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).
2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.
3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).
Упражнение
1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)
2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)
3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)
4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
5. Он хотел только того, что получали его сверс_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_н ик века – в Аргентине.
7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_н уть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)
9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали - его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)
11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
12. У бога есть длинная лес_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
13. Усталое со_н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_н ый кров над головой. (Г. Иванов)
15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_н ый, И в этой глупости несчас_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)
16. Но вот почу_с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». (А. Чудаков)
19. Увы, закон земной свершая, В безвес_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)
20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_н ый климат. (А. Чудаков)
21. Соглядатай праз_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)
22. Четыре деревни одна за другой однообраз_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)
23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)
24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_н ая. (А. и Б. Стругацкие)
25. И вдруг снова, гораздо уже я_с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство... (В. Быков)
26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)
27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_н ый материал. (Ю. Домбровский)
28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_н уть… (М. Ю. Лермонтов)
29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.
Задачи:
- Способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
- Открытие нового правила русского языка с орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне
- Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, раздаточный материал для групповой работы, для рефлексии.
I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
Ребята, закройте глаза, настойтесь и повторяйте за мной:
- Я уже много знаю.
- Вокруг много неизвестного.
- Я хочу узнать больше!
- Я могу узнать больше!
- Я готов работать!
Откройте глаза.
II . Актуализация знаний. Словарная работа.
Я загадаю слова, а вы отгадайте и назовите мне ту орфограмму, которую нужно проверить или запомнить.
(Объясняют написание и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму (зелёным цветом или подчёркивая).
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик-
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Веселая игра...(хоккей). (Хоккей, орфограмма удвоенная “к”, запоминаем .)
Учитель был ужасно строг,
А класс не выучил... (урок) (Урок, орфограмма “к”, проверим уроки.)
Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут....(аллея). (Аллея, орфограмма удвоенная “л”, запоминаем .)
Весело играла скрипка,
На лице у всех... (улыбка). (Улыбка, орфограмма “б”, проверим улыбаться.)В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в... (кассу). (Касса, орфограмма удвоенная “с”, запоминаем .)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это... (Еж) (Ёж, орфограмма “ж”, проверим ежи.)
Погасли лампочки вокруг,
И гладить перестал...(утюг). (Утюг, орфограмма “г”, проверим утюги.)
Проверим (слайд2)
Чем похожи эти орфограммы? (Орфограммы – согласные. )
На какие группы их можно разделить? (На парные и удвоенные. )
Какие слова отнесём к первой группе? (Урок, улыбка, ёж, утюг.. )
Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении оноглушается. )
Какие слова отнесём ко второй группе? (Хоккей, аллея, касса. )
Что происходит с парными согласными при произношении? (Он сливаются в один звук.
Молодцы! Вы справились с первым заданием
III. Постановка учебной проблемы.
1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.(слайд3)
Что это? (“со...це”)
А когда светит солнце, то день бывает:
(“чуде...ный”, “радо...ный”)
Давайте запишем эти слова. К доске выходят 2 ученика. Варианты записи;
Видят несоответствия в написании. Если нет, сами даём другую запись.
А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
2. Выход из проблемы путём побуждающего диалога.
Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове. )
А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем .)
Ты почему не написал согласную... в слове...? (Согласную не слышно при произношении. )
У кого другое мнение?
Дети поднимают руки. Если нет, сами находим ребенка, сделавшего другую запись, или предлагаем свою.
А ты... почему написала согласную... в слове...? (Я могу её произнести, значит, её надо писать. )
Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная. )
Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет. )
IV. Постановка цели урока.
Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
Какова цель нашего урока? Что мы делаем на уроках русского языка? (Учимся грамотно писать слова.) (слайд4)
V. “Открытие нового знания”. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
Выдвижение гипотезы
Сейчас вы объединитесь в пары по 2 человека.
Работаете по алгоритму.(слайд4)
Что вы заметили? (публичное выступление)
Почему непроизносимый согласный стал слышаться четко?
Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова. (Публичное выступление)
Данные слова являются однокоренными.
В первом столбике находятся слова, которые требуют проверки, т. к. в них не четко слышатся непроизносимые согласные.
Во втором столбике находятся проверочные слова, т.к. непроизносимые согласные в них слышатся четко.
После него стоит гласная буква.
Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится .)
Если дети затрудняются можно сделать транскрипцию слов.
А это мы знали? (Нет .)
Это новое сегодня.
Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.Исключение чередование согласных .)
Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные... )
Здесь возможны дополнительные вопросы:- А как ты бы назвал? А ты как считаешь?
Молодцы! Интересные названия придумали.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
Откройте учебники на странице 59 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык. 3 класс”) и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые .)
Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах .)
Зная тему урока, дополните цель.(слайд 6)
УЧИМСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА
Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми? ([д],[т],[в],[л] )
Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не допускать ошибок. (д,т,в,л )
Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? (Когда в слове есть сочетание трёх согласных звуков, и один из них не произносится. )
Назовите такие сочетания. ([стн ],[здн ] [рдц ],[лнц ][вств ])
Вот ещё какие сочетания букв могут встретиться в словах.
Это правило или закон языка? (Это закон языка .)
3. Приём “яркое пятно”.(слайд 7)
Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила.
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб “ ЭЛЬ”, и “Т”, и “Д”, и “В” в них четко написать.
4. Физ. минутка на внимание. Игра “Сделайте, пожалуйста”.
Дети выполняют движения по команде учителя, только если он добавляет слово“пожалуйста”
5. Решение проблемы.
Вернёмся к нашим словам. (слайд 8)
У кого из моих помощников есть ошибки?
О чём задумались? (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук и нужно ли обозначать его буквой. )
А как можно проверить? (Подобрать однокоренное слово .)
А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет .)
А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится .)
Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым .)
“со...це”, “чуде...ный”, “радо...ный”
Что надо сделать со словом солнце?
Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.
Найдите такое слово. Солнышко Солнечный
Кто подобрал другое слово?
Запишите в тетрадь:
Солнышко – солнце, чудеса – чудесный, радость – радостный.
Прочитайте правило на стр. 114.
Какая пара лишняя? Почему?
Дети: Чудесный, потому, что можно написать лишнюю букву.
Что нужно сделать, если встретилась орфограмма “непроизносимые согласные в корне слова”? Составим алгоритм. (слайд № 9)
VI. Первичное закрепление.
(слайд 10) Чтобы выполнить следующее задание мы обратимся к сказке Сергея Александровича Пушкина(приём “ловушка”). Хотелось бы посмотреть помните ли вы сказки поэта.
Видит: весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный ?
Опечалился чему?
Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда получится текст, который был у Пушкина.
(Запись на доске и в тетрадях):
печальной – груст ной
добрый день – здрав ствуй
пасмурный – ненаст ный
VII. Продуктивные групповые коммуникации.
1. Работа в группах.
Сейчас я предлагаю выбрать одну из карточек, которые лежат перед вами на парте. Не достаточно просто думать, а обязательно нужно прочувствовать задание. Результат в этом случае будет хорошим.
1 карточка. Прочитайте пословицы. Объясните, как понимаете смысл (устно). Вставьте пропущенные буквы.
- По щедрости руки видно, какое сер?це.
- Добрый конь не без седока, а чес?ный человек не без друга.
- Завис?ливый от чужого счастья сохнет.
- Счас?ливыйрадос?но живет.
Карточка №2
Со словами:
1. Праз?ничный, чудес?ный, интерес?ный, прелес?ный.
2. Со?нце, прелес?ный, чес?ный, счас?ливый.
составить четверостишье. Пропущенные буквы вставить.
Публичное выступление.
VIII. Подведение итогов урока.(слайд 11)
Давайте подведём итоги.
Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова .)
Какова цель нашего урока? (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласным в корне слова. )
Да, мы учились грамотно писать эти слова.
Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
(Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым .)
Достигли мы цели? (Да. Нет . Не совсем .)
Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений.. .)
Домашнее задание.
IX. Рефлексия деятельности. Самооценивание на уроке.
Литература.
1. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Под научной редакцией А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, 2006.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: 2009.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1. - М.: Баласс, 2008.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
5. Жиренко О.Е. и др. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы.- М.: 5 за знания, 2005.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Владос, 1999.