Флорентийский церковный собор. Флорентийский собор
Ферраро-Флорентийский собор - церковный собор, состоявшийся в 1438-1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция с участием высшего православного и католического духовенства. Начавшись в Ферраре, заседания собора были перенесены во Флоренцию из-за начавшейся эпидемии чумы. В составе византийской делегации участвовали: император Иоанн VIII и его брат деспот Димитрий, константинопольский патриарх Иосиф II , митрополит Никейский Виссарион, митрополит Всея Руси Исидор , митрополит Эфесский Марк, а также 4 философа-мирянина, среди которых был и будущий первый греческий патриарх Османской империи Георгий Схоларий (в монашестве Геннадий ). Собор завершился 6 июля 1439 г. подписанием Флорентийской унии между православной и католической церквями. Марк Эфесский и еще несколько греческих епископов отказались поставить свои подписи под этим документом. Представители Византии согласились с главенством папы в надежде на военную помощь Запада в борьбе против турок , но в самой империи уния не получила поддержки и оставалась только на бумаге до конца 1452 г. Официально отказались признать унию представители Грузинской и Русской Церквей, покинувшие собор, не дожидаясь его окончания. Митрополит Исидор, подписавший акт об унии, был схвачен и заключен в монастырь по приказу великого князя московского Василия II , откуда затем сбежал в Рим. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок-османов.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.434-435.
Далее читайте:
Византия (краткая справка).
July 6th, 2016 , 07:33 pm
Ферра́ро-Флоренти́йский собо́р — собор христианских церквей, который проходил с 1438 по 1445 год. При этом в первый год он проходил в Ферраре (Италия), последние 2 года в Риме , а вот три года с 1439 по 1442 год собор проходил во Флоренции , откуда и получил название Ферраро-Флорентийский.
Вот в этом соборе Флоренции, который носит название Санта-Мария-дель-Фьоре зараждалась Греко-Католическая Церковь после подписании в 1439 году Флорентийской унии.
Римско-Католическая Церковь считает Ферраро-Флорентийский собор Семнадцатом Вселенским Собором , что отрицает Православная Церковь и все решения этого собора отвергают .
Этот собор созвал Римский Папа Евгений Четвёртый . Папа Венецианец Евгений Четвёртый 16 лет возглавлял Западную Церковь и собор был созван на седьмой год его праления.
В самом начале своего папства этот папа, наладил отношения Святого Престола и Великим княжеством Московским : первые письма к Московскому великому князю Василию II Тёмному были написаны в 1434 году.
Хотя значительную часть своего понтификата Евгений провёл во Флоренции , он приложил большие старания, чтобы вернуть Риму былой блеск. Благодаря его усилиям в Вечный город приехало много выдающихся гуманистов, мыслителей, писателей, художников, скульпторов и музыкантов.
Понтификат Евгения был бурным и неоднозначным , якобы сам папа на смертном одре сожалел, что навсегда покинул свой монастырь. Тем не менее он внес большой вклад в церковное единство. Евгений IV был добропорядочным, но неопытным и нерешительным папой , обладал легко возбудимым темпераментом. Суровый в своей ненависти к ереси, он, тем не менее, проявил доброту к бедным. Он трудился, чтобы реформировать монашество, особенно францисканцев, и никогда не был уличен в кумовстве. Он также был ценителем искусства и покровителем образования.
Вот этот Папа и созвал собор, а организатором этого собора был Византийский Император Иоанн Восьмой, Палеолог . Первым браком был женат на княжне Анне Васильевне (1393 —1417 ), дочери московского великого князя Василия I.
Его усилиями и стараниями был доведён процесс соединения западной и восточных церквей. Император понимал, что без унии с католиками Византийская империя не получит помощи с запада и будет неминуемо завоевана османскими турками , чьи владения после договора 1424 года продвинулись к самим предместьям Константинополя.
В 1437 году вместе с патриархом и представительной делегацией православных архиереев Иоанн отправился в Италию и провел там более двух лет безвыездно, сначала в Ферраре, а потом на Вселенском соборе во Флоренции. По инициативе императора делегацию православных в спорах с католиками возглавил Марк Эфесский, возведённый по указанию Мануила незадолго до отъезда из Константинополя в сан митрополита. Не раз на этих заседаниях обе стороны заходили в тупик и готовы были разъехаться. Но император запретил своим епископам покидать собор до принятия компромиссного решения. В конце концов, православные делегаты были вынуждены уступить католикам почти по всем принципиальным вопросам.
Подписанная 6 июля 1439 года уния была если не полной, то значительной победой католиков . Но ожидаемого облегчения эта уступка не принесла. Другие православные церкви, в первую очередь русская , отказались принять унию. А в самой империи уния породила раскол и смуту .
На этот собор во Флоренцию прибыл и Православный Константинопольский Патриарх Иосиф Второй . Этот Патриарх был большим сторонником объединения с католиками. Папа Евгений , Патриарх Иосиф и Император Иоанн нашли полное согласие между собой в объединении Заподной и Восточной Церквей . На собор Константинопольский Патриарх приехал уже старым и очень больным человеком .
Других Патриархов на Соборе не было, но были присланы представители Патриархов Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей .
Так же на Собор прибыли два представителя Грузинской Православной Церкви (епископ и племянник грузинского царя Александра), Митрополит Молдавский, епископы Эфеса, Трапезунда (турецкого ныне города Трабзона), Ираклии, Кизика, Сард, Никомидии, Никеи, Тырнова, Монемвасии, Лакедемона, Амасии, Митилины, Ставрополя , Молдовлахии, Родоса, Маленика, Драмы, Ганка, Драстры, Анхиала, плюс около 700 богословов.
Прибыл на собор и Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор . Действия Исидора, (грека по происхождению), направленные на утверждение неприемлемой для Русской православной церкви Флорентийской унии , стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии .
Этот митрополит Киевский в Москве был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Тёмным, как поставленный против его воли. Будучи опытным дипломатом, сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви . Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, 8 сентября 1437 года выехал из Москвы на Собор в Западную Европу.
По дороге в Италию его принимали с честью в Твери, Новгороде, Пскове, Таллине (Юрьеве), Владимире, а 4 февраля 1438 года, Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор служил литургию в Риге . Из Риги конный обоз направился через Любек в Италию. Митрополит сел на корабль в сопровождении архиепископа Суздальского Авраамия. тверским послом Фомой и Архимандритом Вассианом.
Митрополит Всея Руси Исидор, привёз Папе Римскому Евгению очень ценный подарок, сакос вышитый киевскими мастерами.
Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду . Митрополит Всея Руси Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии .
Позже, когда Уния не имела мирового результата, митрополит Всея Руси будучи сторонником Запада оказался в Католической Церкви .
6 сентября 1439 во главе русской делегации покинул Флоренцию, 15 сентября был в Венеции, 16 сентября назначен легатом Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии .
За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 года Исидор был возведён в сан кардинала Римской Католической Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).
19 марта 1441 года приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Православной Церквей . Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии — вначале папу Римского Евгения , позже патриарха Константинопольского Митрофана , папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора и тут же был взят под стражу и заключён в монастырь до покояния в Унии, но Исидор бежал из под стражи на Запад.Умер в Риме 27 апреля 1463 года, имел честь быть похоронен в базилике Святого Петра среди Римских Пап .
Но вернёмся к собору . Во Флоренции решались разные вопросы. Особенно подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными (православными) Церквями .
Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом филиокве (filioque ) — добавлении, сделанном Римской церковью в Символ веры (О Духе Святом от Отца и Сына исходящим ). Рассматривались и другие догматические вопросы - о чистилище , главенстве папы римского во Вселенской Церкви , совершении таинства евхаристии .
Большенство Восточных епископов по многим вопросам не соглашались, особенно по редоктированию Символа Веры . Символ Веры (Святой Дух от Сына исходящий ) был главным камнем преткновения собора .
Собор был объявлен Вселенским . Но уже в начале соборных заседаний латинские епископы не исполнили уговора о своевременном содержании византийской делегации, так что православным приходилось закладывать и продавать свои вещи ради пропитания , что среди епископов не способствовало сближению и объединению двух Церквей. Греческая делегация хотела покинуть собор, но, патриарх, император и папа хотели не допустить побега представителей православной делегации в Византию до завершения заседаний. Именно потому собор был перенесён из Ферраро в глубь Италии во Флоренцию . Официально озвучили, что в Ферраре начинается чума .
На переезд во Флоренцию для греков у Папы не нашлось денег. Греческая делегация тратилась на свои деньги и сильно роптала на Папу. В ходе собора большинство представителей византийской делегации, 5 месяцев не получая денег на пропитание , опять недовольство и трата своих денег.
Всё же уния среди Востоком и Западом была подписана . Но подписана она была под давлением Византийского Императора и Константинопольского Патриарха, который не дожил считанные дни до подписания документа.
Но нашлись епископы которые не подписали унию , среди них митрополит Иверский Григорий из Грузии (чтобы за своеволие избежать наказание он на соборе притворился сумасшедшим ), митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия ( последний чтобы не подписать унию,тайно бежал из Флоренции и позднее получил защиту брата императора .)
Но самый большой противник унии, объединения Церквей был святой святитель Марк Эффеский . В начале работы Собора Марк был положительно настроен по вопросу принятия унии. Об этом свидетельствует его речь, обращённая к папе Евгению IV: " Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгаго времени; уврачуй смутившихся. Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим Ангелам, как подражатель Бога: «Путь сотворите людем Моим, и ка́мение, еже на пути, размещи́те » ".За время работы комиссии Марк написал ряд богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища », «Сумма изречений о Святом Духе », «Главы против латинян », «Исповедание веры » и «О времени пресуществления ». За это время он отошёл от идеи принятия унии , найдя учение Западной церкви противоречащим догматам Вселенских соборов и полностью рассорился с западными иерархами. .
Марк Эффесский был большим авторитетом для всех восточных иерархов, но ни кто как он не мог открыто и смело выступить против Унии, когда Унию заставляли принять Император и сам Патриарх.. Тогда православные иерархи сказали "Что они ознакомились с учением Римской Церкви и пришли к выводу, что оно основано на Священном Писании и Священном Предании. Однако Восточные церкви не станут вводить их у себя ."
Марк стал единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию. В своём «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» он писал: « Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они — „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы“ … ».
Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: « А подписал ли Марк? », и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: « Итак, мы ничего не сделали! ».
Вокруг Марка сплотилась многочисленная партия не признавших унию , многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно. Отрицательное мнение Марка об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на православное население.
Корабль, на котором плыл Марк, пристал к острову Лемносу, митрополит был арестован по указанию императора и заточён в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года. В этот период не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться православия.
Во время собора Константинопольский патриарх Иосиф II скончался в 1439 году во Флоренции не дожив 8 дней до подписания унии. Во Флоренции Патриарха и похоронили. Это было великое горе для Папы Римского, который потерял своего сторонника и единомышленника.
Ан глийские послы, направляющиеся к папе, тоже отвергли унию .
Епископ Константинополя Сильвестр Сиропул , участник собора, позже писал: " Греки знали, что орос подписан императором, подписали и они. Знали и латиняне, что он подписан греками и папой, подписали и они. При этом большинство даже не знало, что в нем написано. Ведь кроме немногих из латинян и греков, которые изучили орос, или тех, кто оказался рядом, когда его писали, большинство не знало о его содержании. И когда собирались подписывать, ни среди греков орос не был прочитан ни перед подписанием, ни сразу после, ни среди латинян" .,
По возвращении императора в Константинополь место предстоятеля было предложено Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство. Патриархом был избран Митрофан II, являвшийся сторонником унии . .
1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась в Константинополь встреча их была безрадостной и на вопрос «победили ли мы? » они ответили: « Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие; изменив Святым Дарам, стали азиматами-опресночниками ».
Духовенство церкви святой Софии в Константинополе не хотело сослужить с теми, кто подписал орос собора , также и народ почти не посещал их служб. А новый Патриарх даже побоялся всенародно зачитать документ подписанный во Флоренции . Народ Византии не хотел посещать службы тех, кто впал в латинство.
Уния стала причиной того, что после смерти Патриарха Константинополя, ни кто не желал занимать кафедру Патриарха чтобы признавать главенство Римского Папы .
Митрополит Ираклийский принес собравшемуся синоду публичное покаяние за подписание ороса и вопреки многим уговорам отказался от патриаршества по причине одобрения членами синода унии.
Другой кандидат, митрополит Трапезундский (города Трабзона), также отказался от патриаршества по причине многого волнения в Церкви и порицания им унии .
На патриарший престол был избран митрополит Кизический Митрофан , одобрявший унию. Избрание происходило по жребию, но на всех жребиях было написано только его одно имя!!! .
Святитель Марк Ефесский и митрополит Ираклийский отказались сослужить с новым патриархом на Пятидесятницу, в этот же день они тайно покинули Константинополь.
Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго . Уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе епископы и митрополиты стали открыто отрицать своё согласие с Собором или утверждать, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства . Таким образом, уния была отвергнута большинством восточных церквей.
Помимо унии с Греческой церковью, были подписаны буллы об униях с Армянской церковью (1439 ), Яковитской церковью (1441 ); далее Собор был переведен в Рим (25 апреля 1442 ), где были подписаны буллы об униях с сирийцами Месопотамии, халдеями, маронитами Кипра . Собор закончил работу 29 июля 1445 года..
Причиной всемирной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы .
Однако, во всём мире по сегодняшний день имеются сторонники Флорентийской Унии, которые именуются Греко-Католиками .
Ферра́ро-Флоренти́йский собо́р - собор христианских церквей ( -). В 1438-1439 проходил в Ферраре , в 1439-1442 - во Флоренции , в 1443-1445 - в Риме . В Католической церкви считается XVII Вселенским собором . Православными церквями решения Собора отвергаются.
Ферраро-Флорентийский собор явился продолжением Базельского собора и начался с осуждения его участников. Собор был созван папой Евгением IV и утверждён византийским императором Иоанном VIII Палеологом . На Соборе присутствовал также Константинопольский патриарх Иосиф II , полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Молдовлахии , Киевский и всея Руси Исидор , 2 представителя Грузинской Православной Церкви (епископ и племянник грузинского царя Александра ), епископы Эфеса, Трапезунда, Ираклии, Кизика, Сард, Никомидии, Никеи, Тырнова, Монемвасии , Лакедемона, Амасии, Митилины, Ставрополя, Родоса, Маленика, Драмы, Ганка, Драстры, Анхиала и богословы, всего около 700 человек.
На Соборе подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными церквами . Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом филиокве (filioque ) - добавлении, сделанном Римской церковью в Символ веры . Рассматривались и другие догматические вопросы - о чистилище , главенстве папы римского во Вселенской Церкви, совершении таинства Евхаристии .
В ходе собора большинство представителей византийской делегации, 5 месяцев не получая денег на пропитание , обещанных как условие присутствия делегации на соборе ещё в Константинополе, и под давлением императора и патриарха 5 июля 1439 года (второго индикта 6947 г.) , подписали орос собора («Флорентийская уния »). Среди не подписавших были: митрополит Марк Эфесский (при помощи брата императора, который был против унии) , митрополит Иверский Григорий из Грузии (притворился сумасшедшим) , митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия (тайно бежал из Флоренции и позднее получил защиту брата императора) . Уния состояла в признании нововведений Римской церкви, имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви, признавая правильным всё содержание вероучения Римской церкви, не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи.
Константипольский патриарх не дожил до подписания ороса и умер через 8 дней после своего письменного одобрения филиокве на внутреннем заседании византийской делегации .
Возвращение византийской делегации в Константинополь произошло 1 февраля третьего индикта, в понедельник масленицы . Духовенство церкви святой Софии не хотело сослужить с теми, кто подписал орос собора, также и народ почти не посещал их службы . За службой в кафедральном соборе Константинополя (церкви святой Софии) орос собора прочитан не был . Константинопольское духовенство прекратило поминовение императора за богослужением , народ не хотел посещать службы тех, кто впал в латинство . По прошествии трех месяцев император по необходимости пожелал, чтобы был поставлен новый патриарх . Тогда митрополит Ираклийский принес собравшемуся синоду публичное покаяние за подписание ороса и вопреки многим уговорам отказался от патриаршества по причине одобрения членами синода унии . Другой кандидат, митрополит Трапезундский, также отказался от патриаршества по причине многого волнения в Церкви и порицания им унии . В итоге 4 мая на патриарший престол был избран митрополит Кизический Митрофан, одобрявший унию . Избрание происходило по жребию между митрополитами Трапезундским и Кизическим, некоторые утверждают, что на обоих жребиях было указание на митрополита Кизического . Святитель Марк Ефесский и митрополит Ираклийский отказались сослужить с новым патриархом на Пятидесятницу, в этот же день они тайно покинули Константинополь . 12 декабря 1452 года уния все-таки была провозглашена в Святой Софии митрополитом Исидором Киевским в присутствии императора, епископата и мирян. В то же время существовала неопределенность, является ли это провозглашение временной мерой, призванной предотвратить
44,972 просмотрели
Самой красивой и популярной Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.
Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.
О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и . Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.
Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.
Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.
Строительные работы
Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио . Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор (итал. Giotto di Bondone) . Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как , и . Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile) . Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.
Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.
Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти . Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини . На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.
Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора (Filippo Brunelleschi)
Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец . Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн .
Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.
В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.
В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис . Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.
Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.
Внутреннее убранство собора
Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления , в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола . Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.
Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные , Джованни Акуто, Николо да Толлентино . Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса .
Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского , обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.
Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.
Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.
Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.
Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:
- Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
- Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
- «Пророк Аввакум» (15 век) работы был перемещен в музей с колокольной башни;
- Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
- а также незавершенная работа великого , – « ».
Баптистерий Сан-Джованни
В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista) , и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.
Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах
Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.
- диаметр его составляет 42 (!) метра;
- вес – 37 тысяч тонн;
- число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.
Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!
Практическая информация
Как добраться
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: (Piazza del Duomo), здание № 17.
Найти отель рядом с собором ДуомоДобраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.
Время работы собора
- понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
- суббота – с 10:00 до 16:45;
- воскресенье – с 13:30 до 16:45.
Полюбоваться куполом собора можно:
- все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
- суббота – с 8:30 до16:40.
Время работы музея
- все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
- воскресенье — с 9:00 до 13:45.
Стоимость билетов
С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.
Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.
Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.
В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.
Альтернативные варианты:
Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.
Мы влюблены в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рады делиться полезными советами и вдохновлять вас на путешествие в самую прекрасную страну в мире. Ждём всех желающих влюбляться с нами в Италию на наших авторских экскурсиях в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Генуе, Болонье, Парме, Милане, Тоскане, а также на Сицилии и Сардинии.
В начале 1438 г. делегация из 700 человек отбыла из Константинополя в Феррару. По заранее подписанному договору ее проезд и содержание во время собора взял на себя папа. Делегацию возглавляли император Иоанн VIII и престарелый Иосиф II, патриарх Константинопольский. С ними прибыло более 30 митрополитов, часть из которых взяли на себя функции легатов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов. Болгары и сербы отказались принимать участие в подобном мероприятии. Из Московии прибыл новоназначенный (специально для участия в соборе) митрополит Исидор (бывший константинопольский игумен), привезший с собой Авраамия, епископа Суздальского, и целую группу русских клириков и мирян. Были представители из Церкви Молдовлахии. Прибыла даже делегация (епископ и мирянин) из далекой Грузии.
8 февраля 1438 г. византийцы прибыли в Венецию, где они прогостили почти целый месяц и добрались до Феррары лишь 4 марта. Но и там обсуждение всех вопросов было по просьбе императора отложено на несколько месяцев: он ждал прибытия светских европейских властителей - ведь именно от них он ожидал военной помощи Константинополю. Однако представители светских властей Запада так и не прибыли на собор. В Ферраре не было ни одного европейского монарха: все сильные в военном отношении государства заседали в Базеле. Единственной силой, поддерживавшей папу Евгения, была Англия. Но у нее хватало своих забот. Так что военной помощи, на которую надеялись греки, было неоткуда взяться.
А вскоре греки были разочарованы и серьезными финансовыми трудностями, переживавшимися папством. В конечном итоге, именно не оплаченные папой счета и его пустая казна в январе 1439 г. вызвали переезд собора во Флоренцию. Император наконец-то стал понимать, что вряд ли уния сможет принести империи ту помощь, на которую он рассчитывал.
Но все-таки православные не могли не отметить, что собор явился явным поворотом в папской политике. Действительно, как уже отмечалось выше, все предложения Кантакузина были приняты. Собор действительно собрался для проведения серьезной дискуссии без каких-либо предварительных условий. Учли даже просьбу византийцев о том, чтобы место встречи было в Италии. И наконец, папство признало справедливость требований греков, что подбор делегатов собора должен проводиться на репрезентативной основе. Константинопольская Церковь в XV в. (как и Кантакузин за сто лет до этого) ясно понимала, что любое соглашение, достигнутое без участия грузин или тем более русских имеет очень мало шансов на конечный успех.
Император приложил все усилия, чтобы сколотить внушительную делегацию. Самыми видными ее членами стали: новопоставленный митрополит Никейский Виссарион (известный латинофрон) и противник унии митрополит Эфесский Марк Евгеник. Его поддерживали афонские монахи из монастырей Великая Лавра, Св. Павла и Ватопед. Если учесть присутствие представителей целого ряда православных стран, могло сложиться мнение, что географически православный мир был весьма полно представлен.
Но на самом деле это была лишь видимость. Миллионы православных христиан, проживавших на Балканах и в Малой Азии, не говоря уже о жителях Ближнего Востока, не были представлены на соборе, так как их территории находились под турецким владычеством. Византийские делегаты на Ферраро-Флорентийском соборе на самом деле могли считаться представителями немногим более сотни тысяч православных, проживавших в то время на территории, которая все еще оставалась у империи.
С другой стороны, латинская делегация, прибывшая на собор, была весьма серьезной: все ее члены являлись профессиональными философами, отлично знающими творения отцов. В нее входили три ученых доминиканца: урожденный грек Андрей Хрисоберг, архиепископ Родосский; Иоанн Черногорский, архиепископ Ломбардский, и испанец Иоанн де Торквемада. Делегацию возглавлял кардинал Чезарини. Папа Евгений постоянно контролировал ситуацию и делал все, чтобы усилия делегации были бы хорошо скоординированными.
И тем не менее западная делегация также по-настоящему не могла претендовать на то, что она представляет всю латинскую Церковь: в нее входило довольно мало епископов, и почти все они были итальянского происхождения. Лишь крошечная горстка приехала из-за Альп.
Несмотря на громадный численный состав византийской делегации, лишь немногие из ее членов были хорошо богословски образованны. В общем-то, большая часть делегации не была готова к серьезным богословским спорам. Как мы видим из протоколов собора, в основном все дискуссии велись свт. Марком Эфесским и Виссарионом Никейским (оба они также исполняли роль легатов - соответственно, Иерусалимского и Александрийского патриархов).
Именно из-за недостатка квалифицированных членов делегации некоторые ведущие византийские интеллектуалы (в том числе Исидор, Марк и Виссарион) были возведены в архиерейский сан непосредственно перед отбытием византийской делегации в Феррару.
По всей видимости, по этой же причине император включил в делегацию нескольких видных ученых-мирян, в том числе четырех философов. Всех их звали Георгиями: известный латинофрон и поклонник Фомы Аквинского Георгий Схоларий (вначале он выступал за унию, но потом разочаровался в ней), Георгий Амирутц, Георгий Требизондский и престарелый, но по-прежнему весьма эксцентричный вольный философ-неоплатоник Георг Гемист Плифон (1360–1452) .
К моменту созыва собора Плифон пребывал уже в очень преклонных летах: ему было под 80. В ренессансной Италии к нему относились как к живому классику, и повсюду его сопровождали толпы поклонников. Философ изрекал перлы мудрости, которые немедленно за ним записывались; он купался в лучах своей славы и наслаждался всеобщим вниманием.
2
С ерьезные сложности в проведении дискуссии были вызваны глубинными различиями между греческой и латинской методологиями. С одной стороны, как открыто признал византийский томист Георгий Схоларий, слабая диалектическая подготовка его соотечественников не могла сравниться с утонченными силлогизмами в аргументации латинян, а попросту - они умели спорить гораздо лучше греков.
С другой стороны, будучи наследниками латинского схоластицизма, западные богословы подходили к каждому вопросу с философской и диалектической точки зрения, зачастую в ущерб библейской и патристической перспективе. Для православных, которые никогда не рассматривали богословие как исключительно схоластическую или научную дисциплину, такой подход являлся серьезной проблемой. Даже Исидор Киевский - горячий поклонник латинской учености и богословия - вынужден был признать, что непривычные философские категории и аргументы, использовавшиеся латинянами на соборе, скорее, углубили раскол, увеличили и усилили разногласия.
Итак, византийская делегация в Ферраре лишь формально представляла восточное христианство и по большей части была богословски не подготовлена к серьезной дискуссии. К тому же она была разделена между собой - еще один ослабляющий ее фактор. Это разделение можно проиллюстрировать на примере двух самых видных ее членов.
Виссарион , который, как и его главный протагонист Марк Эфесский, учился у Плифона, был беззаветно предан греческой классической традиции. Сохранение этого священного наследия стало главной заботой его жизни. Ощущая, что приблизились последние дни Империи, пламенный гуманист пришел к мысли, что это была прежде всего миссия латинского Запада. Принимая во внимание его страстную любовь к древности и философскую ориентацию, не говоря уже об убеждении, что христианству невозможно будет выжить под исламским владычеством, можно понять, почему его довольно легко убедили в правоте латинской позиции. В 1439 г. он подписал унию.
Ему также удалось убедить в правоте своего выбора целый ряд делегатов собора, в том числе Исидора, митрополита Киевского и всея Руси. Знаменательно, что задолго до 1453 г. и Виссарион, и Исидор эмигрировали в Италию, официально перешли в католичество и заняли высокие позиции в папской курии. Оба сделались не только папскими легатами, но даже и кардиналами.
Византийские гуманисты на соборе относились с большим недоверием и подозрительностью к свт. Марку Эфесскому - представителю паламитской исихастской традиции. Не любили его и те, кто хотел принять унию в обмен на политическую выгоду.
Да, действительно, у свт. Марка была иная система ценностей. До сих пор часто можно услышать обвинения в фанатизме и ультраконсерватизме, высказываемые либеральными историками и богословами в его адрес. Современный римо-католический историк, несомненно, выразил широко распространенное мнение, когда написал следующие слова: «Если бы можно было выделить одну-единственную причину неудачи Флорентийского собора, то ей является Марк Евгеник - митрополит Эфесский».
И тем не менее свт. Марк искренне стремился к единству - иначе он не поехал бы на собор. Но он также был убежден, что для достижения единства Рим должен уступить по ряду пунктов - в частности, отказаться от односторонних нововведений, таких, как незаконная интерполяция filioque в Символ веры и новое схоластическое учение о чистилище. И он был глубоко разочарован увиденным во Флоренции. Св. Марк отказался подписать унию 1439 г. и по возвращении в Константинополь стал лидером православных. После кончины свт. Марка в 1445 г. это лидерство перешло к его ученику Георгию Схоларию.
3
О дин из главных источников знаний о соборе - мемуары диакона Сильвестра Сирополуса, великого экклесиарха храма св. Софии Константинопольской. В них можно найти не только рассказ о самом соборе, но и множество бытовых сведений и других весьма характерных зарисовок, сделанных на редкость приметливым наблюдателем и участником событий. Как греческие, так и латинские стенограммы собора были утеряны. Имеется лишь их реконструкция, сравнительно недавно (1953 г.) созданная иезуитским историком Дж. Гиллом. Из современных собору источников можно указать еще на его историю, написанную ревностным униатом - Дорофеем, митрополитом Митиленским (он даже получил денежное вознаграждение от папы за свой труд), и автобиографическое сочинение свт. Марка Эфесского «Изложение Святейшего Митрополита Эфесского о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции».
Собор долго не мог начаться. Хотя официальное его открытие состоялось 9 апреля 1438 г. (через месяц после того, как византийцы прибыли в Феррару), император немедленно запросил отсрочки, чтобы дождаться прибытия светских правителей. Кроме того, задерживали вопросы протокола, например, кто должен созывать собор - папа или император? Чей трон должен быть выше? Папа с самого начала потребовал, чтобы патриарх Иосиф при первой встрече поцеловал бы ему туфлю по латинскому обычаю, и только после твердого отказа греческой стороны снял свое требование.
Лишь в начале июня были назначены две комиссии по десять человек с каждой стороны, которые приступили к обсуждению вопроса о чистилище. Другие тринадцать сессий, с 8 октября по 13 декабря, были посвящены интерполяции Символа веры. Во время этих заседаний Марк Евгеник являлся главным представителем византийской стороны, а Андрей Родосский и кардинал Чезарини - латинской.
Как уже отмечалось выше, Георгий Схоларий честно признавал, что его соотечественники не могли сравниться с латинянами ни по эрудиции, ни по диалектическому мастерству. Патриарх Иосиф был к тому времени уже в весьма преклонных летах. Незаконный сын болгарского царя и греческой аристократки, он был добродушным старичком, не отличавшимся ни выдающимися умственными способностями, ни крепким здоровьем и не имевшим никакого веса или авторитета. Так что ему не удалось сплотить греческую делегацию в единое целое. Каждый выступал сам от себя, в отличие от латинской стороны, действовавшей единой сплоченной командой. Более того, греки часто вступали в разногласия друг с другом. Их задача осложнялась позицией императора. Несмотря на его желание не уронить достоинство своего имперского величества и своей Церкви, он прибыл на собор, чтобы добиться унии любой ценой. Иоанн VIII достаточно разбирался в богословии, чтобы понимать, что по ряду фундаментальных вопросов единства достичь было невозможно. Он попросту запретил своей делегации обсуждать такие вопросы, как ипостаси Св. Троицы, различие сущности и энергий и др. Когда при обсуждении вопроса о filioque один из членов латинской делегации поднял вопрос об энергиях Бога, сам свт. Марк Эфесский со смущением ответил ему, что не имеет полномочий обсуждать этот вопрос. Трудно себе представить, как мог прийти к подлинному единству собор, на котором нельзя было обсуждать основные вопросы, бывшие главной причиной разделения.